Букет с рентабельностью в 400%: как кризис сказался на цветочном бизнесе
Модное нынче слово «импортозамещение» применимо далеко не во всех отраслях. Взять к примеру, цветочный бизнес. Ну не растут в нашем климате розы, и все тут. А если кому-то и придет в голову выращивать их в теплицах, то розы получатся «золотыми» и неконкурентоспособными.
Но кто сказал, что в букете должны быть одни розы? Профессиональные флористы могут сделать произведение искусства из подручных материалов с рентабельностью в 400%. Именно такие методы и рекомендует использовать чемпион России по профессиональной флористике Андрей Филоненко. Этот ботаник, блогер, путешественник и просто талантливый педагог уже не первый год ездит по России и делится секретами мастерства с коллегами. «Навигатор» встретился с Андреем Филоненко во время его визита в Киров и спросил, как сделать цветочный бизнес рентабельным во время кризиса.
Андрей, вы много ездите по России. Можете выделить некие тенденции, которые формируются в нашей стране в сфере флористики?
- Могу сказать, что сейчас достаточно много клиентов, которые стали заказывать у флористов сложные, высокопрофессиональные, а значит и более дорогие работы. То есть уровень запросов клиентов заметно вырос. И это во многом произошло благодаря современной глобализации, а именно возможности путешествий за рубеж, развитию интернета и социальных сетей и т.д. Соответственно флористы вынуждены отвечать этим запросам. Именно поэтому сейчас, как никогда, стало актуально обучение, развитие специалистов, занятых в цветочном бизнесе и флористике, чтобы они не стояли на месте, развивались, перелагали клиенту что-то новое, профессиональное и качественное.
Значит можно сказать, что и конкуренция стала более серьезной?
- Безусловно. Все взаимосвязано. Конкуренция есть всегда. Она также подстегивает флористов совершенствоваться. Во флористике, точно так же, как и в любой другой профессии, нельзя сказать, что ты научился, ты всю жизнь учишься, совершенствуешься.
Андрей, расскажите, стоит ли сегодня проблема подбора профессиональных кадров?
- Да и достаточно остро. Дело в том, что флористика в нашей стране до 1917 года была очень профессиональной и построена на европейский манер. К примеру, было принято изготавливать траурные композиции, пасхальные флористические работы, работы по оформлению интерьеров к Новому году и Рождеству.
Но с приходом советской власти, профессиональная флористика была, по сути, уничтожена, а ее мастера либо ушли в подполье, либо эмигрировали за границу. Поэтому мы утратили как европейские традиции, так и многие флористические школы. Даже если вспомнить постсоветские годы, профессия флориста была долгое время непрофессиональной и «самопальной» - как придумал, сделал, так и продал. И, к сожалению, клиент успел к этому даже привыкнуть, принимая невежественные и «самолепные» букеты за чистую монету.
Существует и другая проблема. Для большинства обывателей профессия флориста кажется легкой, доступной и понятной. Поэтому многие девушки, приходя после школы в эту профессию, не знают насколько она трудная и сколько требует знаний. Им не приходит в голову, что профессии флориста нужно долго учиться. Современный флорист должен быть не только ботаником, но и дизайнером (чтобы разбираться в законах композиции, владеть теорией цвета, знать архитектурные стили), стилистом (хорошо разбираться в моде в интерьерном дизайне). Также хорошо, если флорист обладает опытом работы на компьютере, чтобы следить за интернет-сайтом, работать с поставщиками, заказывать цветы. Даже посчитать смету - для многих флористов проблема. Не менее важно, чтобы флорист умел хорошо говорить и продавать.
Как сказался кризис и напряженные отношения России с западными странами на цветочном бизнесе?
- Взаимоотношения России с другими странами — это вопрос болезненный. И, надо сказать, многие европейские коллеги деликатно интересуются: «Как у вас там дела?». Видимо, они за нас переживают. (улыбается). Конечно, мы во многом зависим от зарубежных поставщиков, так как отечественное производство срезанных цветов, с одной стороны, не может удовлетворить нужды всех флористов страны в виду малых объемов производства. С другой стороны, отечественные цветы достаточно дорого обходятся нашим агрономам.
Так, к примеру, выращивание роз, на территории средней полосы России практические нерентабельно, потому что мы в отличие от голландцев, вынуждены отапливать и досвечивать теплицы с цветами большую часть года. И итоге, это сказывается на стоимости цветка на выходе. Кроме того, отечественные цветы очень серьезно уступают по качеству, по размеру, насыщенности окраски, стойкости по сравнению с европейскими.
Помимо этого, есть еще одна неприятная особенность — в пресловутой Голландии, где выращивается большая часть цветов, поступающих в Россию, садоводы — это профессионалы своего дела, опытные агрономы, имеющее высшее профессиональное образование. В России в большей степени на тепличных комбинатах работают наемные сотрудники из бывших союзных республик, которые не отличаются особой квалификацией и трепетным отношением к делу, соответственно и качество очень серьезно страдает.
Мы, конечно, зависим от курсов валют, так как аукционная цена на цветы отражается для нас в евро. Соответственно чем выше курс европейской валюты и ниже курс рубля, тем выше цена на цветы. И с этим трудно что-то сделать. При этом точно сказать, насколько выросла цена, скажем на ту же розу, сложно. Но мы все равно работаем и предлагаем клиентам цветы, а также дизайнерские решения, которые позволяют делать букет зрелищным и интересным, даже если он и не так богат цветами, как это было раньше.
То есть можно создавать букет с меньшим количеством цветов, но при этом он будет иметь доходность почти 400%? За счет чего этого можно достичь?
- Да, во флористике есть такие приемы, когда в создании эффектного букета используются подчас обычные дешевые или вовсе бесплатные материалы, которые после трансформации превращаются в эксклюзив. Яркий пример такого доступного материала – это кленовые листья, которые валяются осенью под ногами. С ними, кстати, можно сделать невероятное количество дизайнерских решений, и такие композиции будут неповторимы, уникальны. К примеру, если правильно сложить лист, то из него получится не менее эффектный цветок. И такие работы, хотя и требуют достаточно много времени, но при продаже имеют большую наценку за креатив. То есть выручка происходит не за счет банальной перепродажи цветка, а за счет дизайнерской мысли. И такая доходность имеет место быть.
За последний год в Кирове значительно выросло количество магазинов, торгующих цветами. Как вы думаете, почему?
- Могу сказать, что в нашей профессии довольно часто бывает так, что цветочные салоны и магазины открывают не очень грамотные и не профессиональные флористы, у которых не сложились отношения с прежним работодателем. Многие считают: «Меня не поняли, не приняли, недооценили. Я открою свой магазин и буду творить, что хочу». В действительности, это оборачивается тем, что люди, не имеющие знаний во флористике, ботанике, а также не имеющие знаний по части юридических и экономических вопросов, с головой ныряют в этот омут. В результате всех бюрократических неурядиц у них не остается времени непосредственно на главный продукт их продаж - цветы. В итоге, такие магазины и салоны быстро закрываются.
С другой стороны, в Москве появляются салоны, руководители которых нацелены исключительно на получение прибыли, при этом им не важно, в какой сфере работать. Так вот эти предприниматели приходят к решению обеспечивать бизнес-процессы, а остальную работу поручают нанятым квалифицированным флористам, арт-директорам, начальникам производства. Конечно, такой расклад бизнеса во много раз дороже, однако он более успешен и перспективен.
Есть ли сезонность в вашем бизнесе и как сильно она на него влияет?
- Однозначно нет. Потому что каждый сезон года имеет свою ценность для флористов. Так, весна примечательна самым напряженным, но и самым доходным праздником 8 марта. Далее, мы можем говорить о лете как о пике свадебного сезона с большим количеством оформлений. Осень и зима приносят флористам заказы по тематическому оформлению интерьеров домов и ресторанов. Кроме того, мы живем по принципу «готовь сани летом, а телегу зимой». Поэтому у профессиональных флористов 8 марта начинается до Нового года.
В целом, работа практически всегда есть, и в основном она подготовительная, кулуарная, неочевидная. Таим образом флористы без дела не сидят никогда.
Комментарии:
Добавить комментарий