Как проверять контрагентов и почему это важно

— Недобросовестные компании очень хорошо умеют изображать благонадежность. За хорошими и красивыми документами, дорогими костюмами, щедрыми скидками и т.д.  может скрываться все, что угодно. Чтобы не терять свои деньги и не попадать в поле зрения налоговой из-за таких недобросовестных компаний важно проявить должную осмотрительность, т.е. проверить контрагента еще до этапа подписания договора. Это сложная и большая работа, но без этого никак. Разбираемся, зачем проверять контрагентов, — Евгения Рыкова, юрист для бизнеса, аттестованный налоговый консультант.

Часто бывает, что покупатель принимает товар и не платит. Или наоборот: поставщик получает аванс и не отгружает товар. Но если вовремя проверить контрагента, вы заранее узнаете, стоит ли сотрудничать с контрагентом, или есть риск, что он не выполнит свои обязательства.

Нежелательные контрагенты

Не работайте с фирмами-однодневками. Контрагент может оказаться фирмой-однодневкой, которая была создана неделю назад специально для того, чтобы взять с заказчиков авансы или 100% предоплату и исчезнуть. В этом случае вы потеряете время и деньги, и это неприятно.Кроме того, если налоговая посчитает, что вы недостаточно проверили добросовестность потенциального контрагента — претензии будут именно к вам.
Случай из практики. После налоговой проверки одной компании — моему клиенту — доначислили налогов на сотни тысяч рублей. Причиной стал один договор поставки в 2018 году. Налоговая заявила, что фирма не проявила должную осмотрительность при заключении договора: контрагент не мог вести реальную хозяйственную деятельность, не платил налоги и вообще существовал только на бумаге. 
В итоге мы подготовили грамотное юридическое обоснование, доказали реальность сделки, и налоговики больше не имели претензий к моему клиенту.  

Инспекторы сместили акценты

Но теперь им недостаточно убедиться, что сделка реальна. Они выясняют, не является ли контрагент компании «техничкой» и знала ли она о его недобросовестности. Алгоритм ревизии стандартный практически для всех видов сделки: 

  1. Смотрят адрес. Налоговики проверяют, находится ли поставщик по адресу регистрации. Цель — доказать, что адрес фиктивный. 
  2. Связываются с руководством. Инспекторы хотят узнать, не номинальный ли у компании директор. Подписывал ли он документы в организации. Участвует ли в управлении.
  3. Изучают условия сделки.
  4. Проверяйте первичные документы. Они по-прежнему являются для контролеров поводом для углубленной ревизии. Например, они изучают товарно-транспортные накладные, чтобы выяснить, кто доставил спорный товар и каким видом транспорта. По базам данных ГИБДД они могут пробить, где на самом деле находился автомобиль. 
  5. Просматривают выписки из банка. 
  6. Выясняют налоговую нагрузку. Инспекторы оценят, какова налоговая нагрузка поставщика.Сформировал ли он источник возмещения НДС по сделке. 

Остановка по требованию надзора

Реалии таковы, что сбор доказательств при выборе контрагента давно стал практикой делового оборота. Важно учитывать, что только актуальный стандарт проверки контрагента может защитить вашу компанию от риска налоговых претензий.

Какие действия стоит предпринять компании-налогоплательщику уже сегодня:

  1. Актуализировать действующие в организациях стандарты проверки контрагентов с учетом критериев коммерческой осмотрительности, указанных в п. 15 Письма ФНС России от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060. 
  2. Определить «глубину» проверки контрагентов с учетом существенности сделки для налогоплательщика. 
  3. Ориентироваться на специальные сервисы по проверке контрагентов. Безусловно, с сомнительными контрагентами лучше не заключать никаких сделок. 

Должная осмотрительность — это проверка контрагента до сделки. Используйте источники на сайте ФНС. В Интернете сейчас можно найти много информации о контрагенте. 

Задача в том, чтобы не просто найти, а правильно ее проанализировать. Но сведения в открытом доступе не в полной мере отражают деятельность контрагента. Есть платные сервисы, они дорогостоящие. И в том случае, если у вас не происходит систематическая массовая проверка контрагентов, то смысла тратить большие деньги на покупку платных сервисов — нет. Выход — можно обратиться к юристу, который полностью проверит вашего потенциального контрагента и подготовит полный отчет с указанием на возможные риски в работе. 

ФНС проводит эту кропотливую работу из квартала в квартал, и для того чтобы не попасть на не относящиеся к вам налоговые риски, важно держать руку на пульсе последних изменений. Промедление может стоить очень дорого. 


Остались вопросы? Нужна онлайн или оффлайн консультация? Пишите мне!


 ул. Воровского, д. 92, офис 31
 8-912-700-69-99
 urist_biznes@bk.ru
 biznesurist43
 @urist_biznes_43

 

Евгения Рыкова Эксперты говорт
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: