Бизнес «бирюзового» управления: как работают компании без начальников
Ольга Лобастова, директор центра активного отдыха «Летучий корабль»
Отсутствие KPI, минимум начальников, максимум свободы – так строят работу компании уже наступившего будущего. Это новый крутой виток развития бизнеса. Тренд самоуправления по-тихоньку начинает внедряться в российские компании. Одна из них даже есть в Кирове.
Сам термин – «бирюзовая» организация – появился относительно недавно. Его ввел бывший партнер McKinsey Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего», разделив компании по цветам согласно их управленческой модели, где красный соответствует самой импульсивной и неорганизованной, а бирюзовый — эволюционной и «живой». С этой книгой столкнулась относительно недавно, и я даже не подозревала, что наша компания работает в формате «бирюзовой» организации. Все процессы внутри организации выстраивались годами и стремились сделать работу местом, куда сотруднику было приятно возвращаться и реализовывать возможности.
Самоуправление
Минимум диктаторства, максимум коллегиальности – одно из главных принципов нашей компании. Это означает, что большинство вопросов решаем совместно, на планерках. К примеру, если мы собираемся придумать новую тему для программы на выпускной, то прорабатываем вместе концепцию проекта. А именно: какую сказку выбрать, почему должна быть именно она, какие есть плюсы и минусы, рассмотрим сказку с точки зрения восприятия и ребенка, и взрослого и т.д. Таким образом, у нас получается большой творческий мозговой штурм, в процессе которого каждый сотрудник получает возможность проявить себя, почувствовать себя частью команды с общей целью, а не просто винтиком в огромной машине.
Многозадачность
Люди, которые работают у нас, сохранили в себе «внутреннего ребенка». Для них работа больше напоминает игру, нежели выполнение регламентов. При этом и сотрудники, и компания нацелены на серьезные цели и финансовый результат.
Так как мы занимаемся нестандартной проектной детальностью, у наших сотрудников есть возможность проявлять свои способности в разных видах деятельности. В «Летучем корабле» нет рутинной работы, так как постоянно меняются сезоны и необходимо придумывать новые проекты. Например, сейчас идет активная подготовка к Новому году. Команда стремится организовать все так, чтобы получился wow-эффект. Именно такие периоды подготовки - лучшее время для творчества и раскрытия потенциала сотрудников. Кто-то пробует себя в роли дизайнеров, кто-то занимается проработкой сценариев, а кто-то оттачивает актерское мастерство.
Многозадачность – то качество, которое мы высоко ценим в сотрудниках. Например, многие менеджеры могут «выйти в поля» и поработать аниматорами, или стать на время наставниками для новичков. За счет такого подхода работать в такой компании никогда не скучно.
Система наставничества
Живой коллектив отторгает чуждых людей. Когда новички приходят к нам, то мы, в первую очередь, пробуем человека на деле – в роли аниматора. Такой опыт лучше расскажет о кандидате, чем обычное резюме. Но если кандидат пришел с целью только заработать денег и все, то скорее всего, он надолго у нас не задержится. Конечно, деньги важная составляющая жизни, но если человек не любит то, что делает, это чувствуют все.
Уровень доверия формируется внутри команды. Поэтому каждый проект как пойти в разведку. Предположим, идет корпоративный праздник , в котором работает 4 человека, которые на время мероприятия становятся единой командой. Тут очень важно, чтобы все друг другу доверяли, знали, что никто никого не подведет и что если что-то пойдет не так, то с полуслова поняли, какой момент надо скорректировать.
Достичь такого эффекта получается за счет системы наставничества, когда опытные сотрудники, или как мы их называем «Боги анимации», помогают новичкам освоить профессию и грамотно выходить из разных ситуаций. Например, рассказывают, как ответить на вопрос ребенка, не выходя из образа персонажа, как реагировать на внештатную ситуацию с родителем и.т.д. Новички видят, как работают старшие в диалогах, в парах и постепенно подтягиваются по уровню.
«Бирюзовая система» - не для любого бизнеса
Данная модель управления подойдет не каждому бизнесу. На крупном производстве она наверняка привела бы процесс к хаосу. А в нашей творческой среде такая «бирюзовое» управление – самое то, поскольку творческие люди не приемлют узды. Они и вовсе не нуждаются в ней, поскольку сами выстраивают путь по достижению целей компании.
Поддерживать живой интерес к работе помогают новые знания и впечатления. К примеру, раз в год мы устраиваем дальние туры для коллектива. Цель такой поездки – отдохнуть, а также найти нечто полезное, то, что мы можем применить в нашей сфере. В этом году всей командой посетили два сказочных объекта - родину матушки Зимы и родину Деда Мороза. А несколько лет назад почти полным составом съездили в парижский Диснейленд. Оттуда мы также взяли ряд моментов, которые позже переработали и применили в работе.
Резюме:
«Бирюзовая» бизнес-модель только набирает силу. Поэтому если вы хотите опробовать эту схему работы, будьте готовы к тому, что окружающие сочтут методы необычными. Однако дружественная атмосфера привлечет в компанию хороших специалистов и выделит ее среди конкурентов на рынке.
Минимум диктаторства, максимум коллегиальности – одно из главных принципов нашей компании.
В команду подбираем только ответственных людей, которые не злоупотребляют доверием. Но даже если случается непонимание, то никаких санкций, тем более штрафных, мы не применяем. У нас мало жесткости, поэтому у сотрудника всегда есть право на ошибку.
Комментарии:
Добавить комментарий