Игры разума: новый способ борьбы за кресло

Власти задумались о том, где брать квалифицированные  кадры для работы в политических структурах и запустили проект по отбору кандидатов с помощью тестов. В итоге, за несколько месяцев только по ПФО было подано более 30 тысяч заявок, из них до конца дистанционный этап прошли лишь 1797 человек. 301 вышли полуфинал среди которых было 10 кировских управленцев.

Об участниках из нашего региона известен самый минимум. Всего заявки подали 1032 жителя области. В полуфинал вышли 10 человек. Из них организаторы назвали только двух. Правда, среди участников полуфинала без труда можно было опознать несколько публичных персон: руководитель «Кировских коммунальных систем» Роман Лобанов, завкафедрой ВятГУ Евгений Котельников, бывший вице-губернатор Борис Веснин. Кстати, был и еще один член команды Белых — Пермский край представлял экс-куратор вятской социалки Дмитрий Матвеев.
Никто из них по результатам групповых и индивидуальных тестов не вышел в финальный этап, но администрация президента и региональные правительства заявили о том, что возьмут всех полуфиналистов «на карандаш».

– Это уже люди, которые доказали свои профессиональные компетенции. Здесь точно не будет проигравших. Если желание сохранится, мы каждому постараемся найти достойное применение, — заявил перед началом полуфинала полпред Михаил Бабич.

Позже аналогичное заявление сделал и Игорь Васильев. Правда, высоких чинов в правительстве он полуфиналистам не обещал.

Способ пробить стеклянный потолок

– Все крупные руководители, с которыми я общаюсь, все губернаторы, все федеральные министры говорят: «Покажите, дайте нам людей! Дайте нам новых менеджеров! Мы ищем людей»,— поделился организатор конкурса, проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Дефицит управленческих кадров сейчас существует на всех уровнях. Даже менеджеры среднего звена жалуются на то, что им сложно найти людей на руководящие должности:

– Не так просто найти лидера для коллектива. Но нужно еще и убедить этого человека взять ответственность на себя. Это ключевая проблема там, где я сейчас работаю. Сложно подобрать людей, которые способны мотивировать себя, двигаться к чему-то и добиваться результата,— признался полуфиналист конкурса, начальник опытного производства кирово-чепецкого АО «Вэлконт» Андрей Никонов, но добавил:— Ты поднимаешься на определенную ступеньку и дальше все. Нет никаких процедур, которые позволят двигаться дальше.

То есть, при дефиците кадров существует реальная проблема карьерных лифтов. То, что это не внушаемый проамериканскими идеологами стереотип, а реальная проблема образно проиллюстрировал Алексей Комиссаров:

– Мы когда планировали конкурс, мы рассчитывали на 10 тыс. заявок. Не думали, что в стране найдется больше желающих поучаствовать в таком проекте. Когда поступили первые 100 тыс. заявок, мы поняли, как сильно мы ошибаемся. Дойдя до 200 тыс. и пообщавшись с большим количеством участников, я понял, какой реально спрос в стране существует на социальные лифты,— признал организатор конкурса.

Революционеры и фавориты

В истории существовали самые разные системы, позволяющие людям делать карьеру. Притом, что отношение к таким людям было далеко неоднозначным. «Из грязи в князи»,— говорили о тех, кто сумел пробиться на самый верх 200-300 лет назад. Кстати, именно тогда одним из важнейших лифтов стал именно фаворитизм, или как его тогда называли «случай». Причем, в случай часто попадали очень неординарные личности и выдающиеся управленцы, такие как светлейший князь Потемкин-Таврический.

Еще один хорошо известный в истории последнего столетия способ быстро сделать карьеру — участие в революции. В XX веке известны карьерные взлеты таких адвокатов, как Керенский и Ленин, или научных сотрудников и публицисты, как Гайдар и Чубайс. Правда, ни фаворитизм, ни революции не способны обеспечить устойчивое удовлетворение потребностей государства в способных управленцах и тем более социальный запрос на справедливость.

Чтобы удовлетворить потребности государства в квалифицированных чиновниках и одновременно ослабить влияние могущественных кланов в Китае примерно 1500 лет назад создали систему кэцзюй, при которой кандидаты на высшие должности подбирались на основе сдачи доступных для всех экзаменов. Эта система стала основой стабильности китайского государства в переменчивом мире и обеспечила его существование несмотря на многочисленные потрясения и внешние завоевания.

Русский кэцзюй

Судя по всему, именно экзамены в ближайшем будущем станут не только основой формирования и новой российской элиты, но и доказательством ее права на управление страной.

– Образ будущего России, который победил, предполагает, что элита легитимна потому что она является носителем некоторого уникального знания. Эти знания должны позволить России в целом и российской элите в частности выжить и побеждать в условиях новой технологической революции,— отмечает известный российский публицист Иван Данилов и поясняет.— В этой схеме легитимизации самым важным элементом являются знания. Если вы заметили, самыми важными событиями для новых чиновников являются курсы и экзамены. Современная российская элита просто обязана фетишизировать знания. Потому что именно на доступе к знаниям основана их легитимность.

То, что конкурсы, подобные «Лидерам России» не разовая акция, а новая система существования государства, сомневались в начале даже организаторы федерального отбора талантливых управленцев.

– Я уверен, что одним конкурсом мы проблему в стране не решим. К счастью, есть уверенность в том, что этот конкурс будет ежегодным. Я надеюсь, что будут появляться и развиваться другие инструменты, которые дадут человеку, любому человеку из любого региона страны себя проявить,— рассказал проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

По его мнению, сейчас закладываются основы целостной системы, которая с одной стороны обеспечит понятные и прозрачные способы сделать карьеру. С другой стороны позволят государству решить проблему дефицита управленческих кадров. Цель новой современной системы экзаменов — согласовать предложение и спрос, которые пока с трудом удается свести.

Шаг к возможностям

В крупных российских компаниях уже существуют подобные системы внутреннего рекрутинга управленцев. Однако, как признался полуфиналист конкурса и директор «Кировских коммунальных систем» Роман Лобанов, с такой масштабной проверкой возможностей участников он сталкивается впервые.

Кстати, многие, с кем удалось пообщаться в Нижнем Новгороде, обращали внимание на то, что их цель не столько придать своей карьере новый импульс, сколько проверить свои знания и навыки. Это говорит о здоровых ожиданиях, что, впрочем, не удивительно. Ведь «Лидеры России» рассчитан не на студентов, а на людей с управленческим опытом, многие из которых уже достигли немалых высот в различных структурах.

– В качестве примера я могу привести игры в шахматы или в го. Когда ты делаешь определенный ход, ты понимаешь, что этот ход может за собой что-то повлечь, определить траектории дальнейшего развития,— образно описал причину своего участия Роман Лобанов и пояснил:— Сейчас у меня есть выбор двинуться дальше или нет. Все зависит от того, как все сложится и как я сам захочу. Я создаю себе дальнейшие возможности.

Александр Аузан: Элиты вынуждены строить новую Россию

С февраля придут не то что заморозки, морозы. Я имею в виду не климат, а пакет американских санкций. Ломается модель, по которой 25 лет жили российские элиты. А модель была такая. Здесь был краткосрочный горизонт планирования — добывание доходов. А долгосрочный горизонт был там на Западе. Там были институты, которые позволяли защищать собственность, инвестиции и так далее.
Неверно считать, что существующие российские элиты такие плохие, поэтому так все плохо. Они не очень хорошие. Но никакие мировые элиты не любят строить институты у себя. А зачем? Можно пользоваться финансовой системой в Швейцарии, образованием в Англии, здравоохранением в Германии. Все-равно у нас такого не будет. Лучше пользоваться мировыми технологиями.
Делать институты в своей стране можно только заставить. Вот сейчас заставляют. Прежняя модель сломана. Либо элита будет тут создавать институты, либо будет ходить в те же общественные сортиры, что и народ.
Поэтому возник фактор увеличения горизонтов планирования. Именно долгосрочное планирование является условием для построения новых институтов. Структур, которые обеспечивают взаимодействие между людьми.

Из лекции для полуфиналистов конкурса «Лидеры России» декана экономфака МГУ профессора Аузана.

кадры
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: