Новости недели , 2 апреля 2012, 02:22
Как выжить в условиях прихода федеральных сетей?
В условиях укрепления позиций федеральных сетей в регионе, местные товаропроизводители учатся по-новому выстраивать отношения с «сетевиками». Если на заре эпохи ритейла договориться о присутствии на полках можно было используя личные связи и административный ресурс, то сегодня подход изменился. Ничего личного, только бизнес. Сетевики всё чаще ставят жесткие условия в отношении качества товара, диктуют цены поставки в розницу, влияют на ассортиментную политику. Одни производители учатся выживать в новых условиях, другие паникуют. Аргументы есть у обоих. На прошлой неделе они высказали их на круглом столе в ВТПП.
Присутствие продукта регионального поставщика на полке федерала, по сути, должно иметь несомненную выгоду. Как для сетей, которые понимают, что много потеряют, если не будут иметь продукта, к которому привыкли кировчане, так и для производителей. И здесь речь идет не только о прямых доходах, но и о так называемой «представленности», о повышении узнаваемости бренда. Правда, цена этой узнаваемости на деле оказывается слишком высокой.
По словам участников круглого стола, федеральные игроки «давят» региональных производителей по цене так, что закупочная цена оказывается близкой к уровню рентабельности производства продукции. А иной раз и вовсе ниже.
-Есть некоторые сети, например, «Магнит», у которых задача-забрать поток покупателей у сетей-конкурентов, - рассказывает директор ООО «Богородский молочный завод» Владимир Лебедев. - Они покупают у нас продукцию дороже, чем сами реализуют её на полках и это делается, чтобы убить нас. Потому что видя такое, другие говорят: «Если ты там продаёшь по такой цене, значит давай нам ещё дешевле». Это убивает всю рентабельность. Дешевле молока, чем в Кирове нет нигде. Поэтому мы вынуждены каждый день увозить 10 тонн продукта в Уву, Глазов, чтобы как-то содержать наши СПК.
Поставщиков молока поддерживают и мясопереработчики.
- Работать с сетями всё сложнее, - говорит финансовый директор ЗАО «Заречье» Светлана Севрюгина, - Они заставляют опускаться по прайсу, при этом создают все условия, что ты делаешь это добровольно. Говорят, мол, не будешь соглашаться, мы не будем твою продукцию брать. А способов, как от нас отказаться-море. Например, закажут продукцию, на полки не выложат, она проваляется, а потом скажут: «Извините, ваша продукция не продаётся». Нас бьют по рентабельности так, что мы не можем поднять зарплату, у нас побежали люди, мы не можем выплатить налоги. Это очень опасная ситуация.
По словам пищевиков, выход из такой ситуации есть. Нужна заинтересованность власти. В первую очередь, надо хотя бы на местном уровне законодательно установить минимальную наценку на товар для сетевиков. Несправедливо, что максимальная наценка определена, а о минимальной даже понятия нет. Кроме того, надо сделать в магазинах специальные полки товаров без консервантов. Тогда, как считают кировские предприниматели, жить им будет легче, потому что сетевик не сможет привезти из другого региона товар с малым сроком реализации.
На сложности отношений с сетевиками сетуют не только те, кто с ними уже работает. Ещё труднее тем, кто никак не может попасть на их полки. Например, компания «Бизон-Т» не раз выходила на контакт и с «Магнитом», и с «Продуктовой лавкой», и с «Красногорским». Самый частый ответ, который слышит руководитель: «Вы нам неинтересны».
-В одной сетке мне прямо ответили: «Мы лучше возьмём башкирские колбасы, у них здесь конкурентов нет, к тому же они нам оплачивают всех торговых агентов, плюс дают ещё большие скидки, а нам какая разница на чём зарабатывать», - сетует директор ООО «Бизон-Т» Владимир Бердинских, - Конечно, крупным производителям проще, у них работают целые отделы маркетинга, а деньги есть на то, чтобы оптом закупать сырьё за границей на 20-30, а то и 100 рублей дешевле, чем у нас. Малым предприятиям, как наше, выжить всё сложнее, но и без сетей нам никак, поэтому делаем ставку на эксклюзивную продукцию. Пусть сети берут 2-3 позиции и помалу, но это лучше, чем ничего.
На эти вещи тоже следует обратить внимание чиновников, считают предприниматели. Например, в Красноярском крае, приводит пример Владимир Бердинских, бюджет оплачивает местным производителям 10%-ные бонусы при вхождении в сеть, предприниматели довольны, почему бы и нам не использовать эту практику. А директор ТД «Вятич» Руслан Владимиров напоминает, что в Нижнем Новгороде уже 10 лет работает программа «Покупай Нижегородское», в Перми - «Покупай Пермское», и пусть они противоречат антимонопольному законодательству, местные крестьяне живут и здравствуют.
Настроение местных предпринимателей, которые собрались за круглым столом близко к панике, и напрасно, уверен и.о. руководителя УФАС РФ по Кировской области Артём Молчанов.
-У нас есть дубинка, которой мы, почему-то не пользуемся. И это мне кажется странным,- говорит Артём Молчанов, - За последнее время не было ни одной жалобы от поставщиков на создание сетями любых дискриминационных условий. Любые навязывания, будь то изменение условий ценообразования, запреты, завышенные бонусы-всё может стать объектом рассмотрения антимонопольной службы. Мы понимаем, что есть некий стреотип-нежелание испортить отношения с контрагентом, но одно доведённое дело до конца с серьёзным штрафом, а он может достигать 2 миллионов рублей, и это будем примером для всех остальных. Не надо думать, что мы хотим кого-то столкнуть лбами, мы хотим добиться баланса интересов.
Впрочем, несмотря на то, что местные товаропроизводители не привыкли жаловаться, торговые сети без внимания антимонопольщиков не остаются. В прошлом году они выходили на проверки в 6 сетевых компаний. Сети не размещали в открытом доступе информацию об условиях заключения договоров с поставщиками. Но до штрафов дело не дошло. Ритейлеры устранили эти недочёты ещё до окончания рассмотрения дел.
В этом году антимонопольная служба намерена усилить внимание к сетям. Уже в апреле сотрудники отправят анкеты основным товаропроизводителям с вопросами о том, как складываются отношения с ритейлерами. После этого ФАС определит долю каждой сети на рынке. Пока по информации ФАС лидирует «Глобус», он занимает 31%, «Продуктовая лавка»- 7,3%, «Красногорский» 5, 3%, «Магнит»-2%, сеть «Дороничи»-1%. По словам Артёма Молчанова, очевидно, что теперь ситуация другая и она требует серьёзного анализа.
Использовать государственные методы воздействия на сети - это конечно, выход. Но есть и другие варианты. Вместо того, чтобы просить милости от чиновников и искать справедливости в ФАС, некоторые кировские предприятия предпочитают меняться сами. Например, около 10 лет назад Кирово-Чепецкий хлебокомбинат был на грани банкротства, но пришла новая команда управленцев и теперь предприятие успешно развивается. Компания работает и с «Магнитом», и с «Глобусом», и с X5. Секрет успеха в грамотной стратегии.
- До прихода сетей в Киров мы варились в собственном соку, сейчас сети заставляют нас развиваться, - считает коммерческий директор ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» Юрий Луппов, - Сети задают новые стандарты работы, сервиса и если ты адекватен, ты будешь расти. Для сетей важно как ты строишь работу, важно качество продукции, доставка, соблюдение сроков, ведь если срывается отгрузка, компания теряет большие деньги. А полки не должны быть пустыми, они должны работать. Идёт глобализация и мне жалко тех, кто этого не понимает. Будем ли мы интересны для сетей это вопрос управления предприятием.
Об этом говорят и сами ритейлеры. На закупочной конференции с местными товаропроизводителями представители МЕТРО говорили о том, что каждый потенциальный поставщик проходит жёсткий отбор. Ключевой фактор-качество товара, на втором месте-его востребованность. Похожую позицию занимают и другие сети.
-Если бы мы ставили на полки все то, что нам пытаются принести и у нас продать, нас бы возненавидели покупатели, - отмечает в комментарии аналитическому изданию «Обзор цен» Дмитрий Груданов, директор Волго-Вятского филиала X5 Retail Group, - Во-первых, не все поставщики готовы предлагать лучшую отпускную цену, не все могут обеспечить высокое качество продукции и не все стабильны в поставках. Во-вторых, полки в магазинах не резиновые и не смогут вместить всех. Поэтому к нам попадают самые лучшие поставщики - те, кто эффективно организовал производство, ценообразование, контроль качества, маркетинг. Такие поставщики предпочитают не жаловаться, а стараются соответствовать требованиям современного ритейла и, в итоге, работая с нами, получают существенные конкурентные преимущества.
Очевидно, что процесс усиления позиций торговых сетей продолжится. Региональные поставщики понимают, что формат магазинов у дома уходит в прошлое, ярмарочная торговля пока не может стать рентабельной, поэтому тратить силы на торговые сети всё же придётся. А чтобы делать это было проще и чтобы общее упадническое настроение товаропроизводителей изменилось, Вятская торгово-промышленная палата намерена организовать серию совместных встреч ритейлеров, поставщиков и представителей власти. Уже в ближайшее время президент ВТПП Николай Липатников передаст губернатору все пожелания предпринимателей, озвученные на круглом столе.
Цена присутствия
Против лома… есть дубинка
Хочешь жить, меняйся
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии:
Добавить комментарий