Шкурка выделки стоит: как меняется конъюнктура рынка мехов

Пока одни меховщики объявляют себя жертвами государства или конкурентов, другие просто делают свою работу, подстраиваясь под реалии рынка. Как Валентина Сивкова, директор зверохозяйства «Вятка», настоящая «Железная леди». «Жаловаться — это не моя позиция. Папа учил: «Если взялась, надо сделать», – говорит Валентина Николаевна. У предприятия тоже были несладкие времена, пережили несколько кризисов, но сохранили бренд с более чем полувековой историей. О конъюнктуре рынка меховых изделий директор зверохозяйства рассказала в эксклюзивном интервью «Навигатору». 

– Как вы оцениваете спрос на рынке мехового сырья? 

– Меховая отрасль и все, что касается меха, – это уже давно международный бизнес. И российские меховщики вынуждены выдерживать мировую конкуренцию. Все тренды мирового рынка оказывают непосредственное влияние и на внутренний рынок России. 

Сырье востребовано, но сейчас остро стоит вопрос цен. Меховой рынок падает в России в целом. На международных аукционах цена также идет вниз. Это связывают со снижением спроса со стороны Китая. Китайские компании в 2013-2015 гг. очень активно брали мех для внутреннего потребления. На тот момент у них все было хорошо, благосостояние населения серьезно выросло. Но сейчас и в КНР в той или иной форме заметны кризисные явления. В результате мы имеем и падение цен, и определенный избыток меха на рынке.

– Какой из рынков, на которых работает зверохозяйство, имеет для вас приоритетное значение?

– Все рынки важны. Заранее сложно сказать, какое из направлений реализации меха принесет больший доход. Зависит от множества факторов. Но определяющим в выборе направления является то, что работа с большим поголовьем зверей требует много оборотных средств, нужны быстрые деньги. Поэтому мы делаем акцент на оптовую торговлю необработанными меховыми шкурками. Следующий по приоритетности продукт – шкурки после выделки. Готовые меховые изделия только на третьем месте. В нашей реализации этот сегмент занимает не более 30%, и расширять это направление мы пока не планируем, хотя мощности для этого есть.

– Обычно выбор делают в пользу увеличения добавленной стоимости...

– В нашем случае готовое изделие может провисеть в магазине и сезон, и два, пока не найдет своего покупателя. Мы не хотим «замораживать» деньги на длительный срок. Предпочитаем направлять свободные средства на содержание зверей и стимулирование сотрудников.

– Какое место зверохозяйство «Вятка» занимает на российском рынке?

– По нашим оценкам, по производству шкурок мы на четвертом месте в России. Развиваем те направления, которые были заложены изначально: лисица, норка, песец и енотовидная собака. Если говорить в региональном разрезе, звероводство очень хорошо развито в Тверской области, где есть целый кластер из 5 предприятий. Там самая большая концентрация поголовья. В Калининградской области сейчас работают три крупных звероводческих хозяйства. Есть два предприятия под Москвой, которые занимаются соболем и норкой. Остальные производители разбросаны по стране.

– Были попытки создавать другие звероводческие хозяйства в нашем регионе?

– Развитие звероводства тесно связано с ростом благосостояния. Так, на растущем рынке в стране в 2011, 2012, 2013 годах было открыто несколько предприятий. Были попытки и в Кировской области, но из-за снижения покупательной способности этот процесс остановился.

Но я не сомневаюсь, что как только у людей появятся свободные деньги, мех будет продаваться активней, и сразу в нашем бизнесе будут появляться новые предприятия. Мех сам по себе из моды никогда не выходил, тем более в нашем климате. Но на фоне затяжного кризиса спроса и повышения издержек рынок меха очень вялый.

– Периодически возникает тема маркировки меховых изделий. Есть ли какие-то проблемы в этом вопросе?

– Для покупателя проблем с маркировкой вообще никаких нет. Да, он получил возможность понять, соответствует то, что он видит, тому изделию, которое задекларировал изготовитель. Другой вопрос, что во время внедрения маркировки все делалось очень поспешно. Было очень много непроработанных моментов. Порой можно было даже говорить о неуважении к отрасли. Это создало в 2016 году определенную нервозность. Сейчас у производителей, которые работают честно, никаких проблем нет.

Правда, маркировка не остановила поток меха, который поставляется по «серым» схемам. Даже сами разработчики системы признают, что такой продукции может быть на рынке до 40%. Регулирующим органам предстоит еще очень много работы. Я точно не могу утверждать, какие схемы используются. Но мы видим изделия, сшитые явно не в РФ, но с маркировкой, которая означает, что вещь произведена в России.

– Какой мех наиболее востребован на текущий момент?

– Из коротковолосых уже многие десятилетия на рынке лидирует норка. Если говорить о цветовых предпочтениях, то сейчас мода в каждом регионе своя. У нас очень большая страна. Где-то востребованы одни выкрасы, где-то другие. Где-то по-прежнему хотят видеть длинноволосую русскую норку, где-то уже отдают предпочтение коротковолосой норке европейской селекции.

В Кирове больше востребованы теплые меха. То есть если речь идет о норке, то у нас предпочтение отдают средневолосому, хорошо опушенному меху. Когда речь идет о шубах, то кировские потребители хотят, чтобы они не продувались ветром, чтобы не замерзать при наших морозах. А в южных регионах востребована более коротковолосая, очень облегченная норка, чтобы было уютно при температурах около -5°C. Среди других мехов в текущем году востребована серебристо-черная лисица. В народе ее еще называют чернобуркой, но это неправильный термин. В условиях фермы чернобурую лисицу не разводят. На рынке представлен мех именно серебристо-черной породы.

– Можете ли охарактеризовать тренды в сфере готовых меховых изделий?

– Готовые изделия мы направляем только на кировский рынок. Наши покупатели говорят о том, что они ценят в первую очередь красоту меха. А его можно получить только от правильно накормленного, ухоженного зверя. Естественно, у него будет плотная и выносливая шкурка. Если говорить о цветовых предпочтениях, кто-то предпочитает окрашенные в светлые тона, кто-то в синие, кто-то выбирает натуральную классику.

В принципе, на меховом рынке такие же тенденции, как и на рынке одежды из других материалов. Разнообразие предложений очень широкое, нет однонаправленного тренда. Еще несколько лет назад все выбирали, например, темное, черное. А на следующий год всем нужно было белое, светлое или красное. Сейчас такого нет. Сегодня мы видим очень большое разнообразие в цветах. 

Единственное – что касается меха, то сейчас уже нет спроса на яркие кислотные оттенки. Эта мода быстро сошла на нет. Если резюмировать, что сейчас покупатели выбирают комфортные и качественные меховые вещи спокойных оттенков, пошитые в соответствии с модными тенденциями.

– А подробней о наиболее модных фасонах?

– В фасонах то же самое. Тренд на разнообразие. Сейчас линейка востребованных фасонов гораздо шире. Раньше мы понимали, что есть 3-4 фасона, которые делали кассу, а сейчас покупатели хотят и короткие курточки, и расклешенные пальто, и пальто узкого силуэта. Во- стребованы и просто накидки, и болеро… все, что угодно. Дело в том, что сейчас технология работы с мехом сделала такой шаг вперед, что из него можно шить такие вещи, о которых раньше и помыслить было сложно. Речь идет в том числе и о выделке меха. Сейчас шкурки можно делать более легкими и гибкими. А значит, из меха можно шить очень нестандартные вещи.

– То есть возможности серьезно расширились именно за счет прогресса в сфере выделки шкурок?

– Да, и смелости дизайнеров. Технологии выделки действительно очень активно развиваются. Приходит новое оборудование, новые красители. Простое сравнение. Еще в начале 90-х малейшее нарушение при окраске волос у женщин могло привести к их потере. Такие же случаи были и при выкраске меха, так как использовались очень агрессивные краски. Сейчас подобные казусы — скорее, редкость. Я бы сказала, что сейчас все краски «живые». Современная качественная выделка и окраска шкурки не приводит к потере качества меха. Наоборот, обработка даже улучшает качество.

– Вы работаете в очень изменчивой индустрии моды. На что вы ориентируетесь при создании моделей одежды?

– В меховой сфере не происходит резких изменений. У нас популярная сегодня вещь не может завтра выйти из моды. Эволюция идет постепенно. Пока зарождаются новые тенденции, старое все еще продается. Кто-то пытается освоить новые тренды, начинает это шить. Покупатели тоже пробуют. И так происходит закрепление тренда. Например, такой популярный тренд, как меховые жилетки. Все начиналось с легких и коротких весенне-осенних жилетов. Сейчас спросом пользуются также жилетки, которые можно носить и зимой. Вообще, какой бы гениальной ни была задумка или эскиз, но если это изделие никто не купил — это просто фантазия. Мы не стремимся быть в первых рядах высокой моды. В большинстве своем наши клиенты пред- почитают классику и на новое переходят постепенно. 


Вятка - это издревле страна мехов, меховщиков и поэтому здесь к ним очень хорошее отношение. Мех сам по себе из моды никогда не выходил, тем более в нашем климате. Но на фоне затяжного кризиса спроса и повышения издержек рынок меха очень вялый.


 

зверохозяйство Вятка
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: