Памятник Кирову. История «скитаний» Мироныча
История появления памятника Сергею Кирову на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Воровского удивительна и полна самых разных, зачастую, казалось бы, малосвязанных между собой событий. Например, что изначально монумент должен был стоять вообще в другом месте.
Памятник Кирову на Октябрьском проспекте имеет свою сложную и запутанную историю, которая начинается еще 30-е годы прошлого века. Тогда на Театральной площади областного центра шло строительство Дома Советов. Большие дискуссии развернулись среди архитекторов по поводу внешнего вида парадной фасадной части здания. Первоначально предполагалось сделать «изюминкой» дома облиспокома огромную фигуру Сергея Кирова, которую планировали установить на высоком подиуме величиной в этаж. Однако на окончательном принятом варианте планировки площади скульптура была показана уже отдельно стоящей и никак с фасадом не связанной. В свою очередь у архитекторов появились новые предложение по поводу размещения памятника Кирову. Одни предлагали поставить его на площади Революции (район современной Филармонии), вторые — в центре сквера у Драмтеатра, там, где теперь располагается фонтан.
Последняя инициатива позитивной реакции у кировчан не вызвала, и они «завалили» обком партии коллективными письмами с просьбой, не разрушать фонтан, к которому все уже привыкли. По итогам дискуссии властями было принято решение прислушаться к желаниям граждан, фонтан оставить, а скульптуре Кирова найти новое место. Хотя архитектор А. Г. Тинский указывал, что в 1930 – 40-е гг. пока памятник Кирову был привязан к площади ее вторым (неофициальным) названием была «Площадь Кирова». Впрочем, это имя по отношению к данной территории толком не прижилось.
Новое место
Октябрьский проспект в 1950 – 60-е годы становится постепенно важнейшей для города магистралью, символом послевоенного Кирова — строящегося и развивающегося. В свою очередь в 1967 г. планировались масштабные торжества, посвященные 50-летию Октябрьской революции. Они были сопряжены с важными событиями в градостроительстве, вводу в строй новых объектов (например, в 1967 г. открыта была гостиница Вятка) и планировке молодых районов. По этим причинам было принято решение перенести памятник Кирову на стрелку Октябрьского проспекта в районе его пересечения с улицей Воровского. Рядом уже строилось здание ЦУМа, а по красивой аллее в центре проспекта любили прогуливаться горожане. Более того, памятник Кирову должен был как бы «встречать» прибывавших в Киров с железнодорожного вокзала, зазывая гостей в столицу области.
Открытие памятника С. М. Кирову состоялось 6 ноября 1966 г. Оно, как это было заведено в те времена, носило официальный торжественный характер. «Кировская правда» писала: «Октябрьские торжества в гор. Кирове начались со знаменательного события. Вчера на Октябрьском проспекте состоялось открытие памятника нашему выдающемуся земляку. Памятника тому, чье имя носит наш город… Бронзовый Мироныч встал рядом с нами, как живой с живыми…»
Торжественный митинг начался в 11 утра у еще завешанной белым полотнищем скульптуры. Собралось несколько сот горожан: пионеры и комсомольцы, партийные чиновники, рабочие и служащие, приехали даже болгарские коммунисты. «Кировская правда» отмечает, что, несмотря на морозную погоду все спели дружно и слаженно знаменитый гимн революции — «Интернационал».
Главная достопримечательность
Памятник Кирову также стал и объектом хохм и шуток. Дело в том, что на Октябрьском проспекте стоят целых два памятника С. М. Кирову — один у ЦУМа, второй — на площади Лепсе. В народе долгое время ходил анекдот об отличиях памятников: «Вопрос: Где в Кирове теплее — на площади Лепсе или у ЦУМа? Ответ: Конечно, у ЦУМа! Потому что на площади Лепсе Сергей Миронович стоит в пальто и кепке, а у ЦУМа он уже разделся!» Шутили и про то, что, дескать «У ЦУМа Мироныч народ в город зазывает, а в конце проспекта танк стоит — что б обратно не пущать».
Вместе с тем скульптура С. М. Кирова стала постепенно одной из главных достопримечательностей областного центра в советский период, памятник регулярно помещали на юбилейные открытки и плакаты, без него стало невозможно представить Октябрьский проспект. Огромная, могучая фигура Кирова в центре транспортной артерии смотрелась очень величественно. Весь облик Сергея Мироновича как бы выражал веру в светлое будущее, которое Киров отчетливо видел когда-то в далекие 30-е годы.
Материал подготовлен vyatkawalks.ru
Комментарии:
Добавить комментарий