Дмитрий Букланс: Творить — это рискованное и затратное дело

В свое время казалось, что в юмористическом шоу КВН не участвуют лишь самые ленивые. Что и говорить о рейтингах телетрансляций, которые вел Александр Масляков. Но со временем все большую полпулярность стали получать другие форматы юмористических телепрограмм, звездами которых, правда, становились все те же выходцы из КВН. А как складывалсь судьба КВН в Кирове? Что такое КВН? Творчество или шоу- бизнес. И что стало причиной возвращения кировской команды на федеральный уровень «Навигатору» рассказал президент кировского клуба КВН Дмитрий Букланс.

– У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что КВН в Кирове переживает определенный спад, или, по крайней мере, переживал его на протяжении нескольких лет. Или это лишь поверхностный взгляд?

– Я бы не говорил, что был какой-то спад. Был КВН один, сейчас он другой. За 25 лет существования кировского клуба сменилось несколько поколений. Те, кто начинали раньше играть в КВН сейчас бизнесмены, руководители. Им на смену пришли молодые ребята. Можно сказать, что мы полностью обновляемся каждые несколько лет.

Сейчас в кировском КВН пять лиг. Играет порядка 40 команд, такое количество держится уже много лет. Действительно в 2000-х был пик, когда в играх участвовало до 200 коллективов не только из Кирова, но и из области. То что у нас есть и было, этим можно гордиться.

– А выступавшая на федеральном уровне команда «Вятка»?

– Да, шесть лет команда не выступала. Сейчас мы желаем им успехов, ведь все участники вышли из нашего кировского клуба. Но это немного другая история. Кировский клуб КВН не может сам финансировать федеральную команду, и я очень рад, что они нашли средства для участия в федеральных играх.

– Кстати, о создании представителями федеральной команды «Дома КВН». Вы участвуете в этом проекте? Или это пока только идея?

– Пока «Дом КВН» существует на уровне идей. Буквально на днях мы начали обсуждать варианты сотрудничества между кировским клубом и федеральной командой «Вятка». И у них и у нас есть и планы, и возможности. Нужно их объединить. Это даст позитивный результат. В нашем небольшом городе нечего делить.

– КВН — это определенная ниша в шоу-бизнесе...

– Я бы не назвал это бизнесом. Это субкультура, молодежное движение, которое существует уже много лет. Мы занимаемся этим не для зарабатывания денег. Наш клуб — это некоммерческая структура.

– Тем не менее, у Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». В вашем деле есть материальная, финансовая составляющая.

– Действительно, материальная составляющая есть, хотя кировский клуб абсолютно неприбыльное предприятие. Первая часть наших доходов — это распространение билетов, которым занимается и клуб, и команды. За счет этого гасится и аренда, и расходы на микрофоны, свет, звук. Есть спонсоры, среди которых есть постоянные друзья. Те средства, которые они предоставляют, в основном идут на призы.

Да, почему сами команды участвуют в продаже билетов? Для команды и с психологической точки зрения, и с точки зрения оценки жюри очень важна поддержка зала, своих зрителей. Чтобы ваши люди поддерживали вас, чтобы орали, свистели, аплодировали. Команда может выступить ровно, но без каких-то действительно ярких шуток, а горячая поддержка зала дает очень большой плюс к оценке.

– Это о финансировании клуба в целом. Полагаю, команды тоже должны вкладывать определенные ресурсы.

– Что касается самих команд, то основная составляющая их расходов — оплата помощи кураторов. Эпоха, когда команды даже у Маслякова все делали сами, закончилась еще в 2000-х. Но в Кирове это не такие большие деньги. На местном уровне помощь куратора может обойтись максимум в 10 тыс. рублей за игру. Подготовка к выступлениям на федеральном уровне обходится дороже в десятки раз. Одно выступление у Маслякова сопоставимо по расходам с двухлетним бюджетом всего кировского клуба, это пять лиг и около 30 игр в год.

– А кто берет на себя функции кураторов, пишет тексты, ставит выступления?

– У клуба есть выпускники, люди которые достигли определенного уровня, но решили отойти от выступлений. Именно они становятся авторами, кураторами. Таких людей, кого мы можем порекомендовать, в нашем городе немного, около 10 человек.

– Как строится работа куратора с технологической точки зрения?

– Сначала куратор смотрит на состав команды. Знакомится с коллективом: высокие, маленькие, танцующие, поющие… И уже исходя из состава, начинает писать сценарий выступлений. И затем, обычно, выступает в качестве режиссера, который помогает команде подготовить выступление.

– КВН — юмористическое шоу. О чем сейчас принято шутить в Кирове?

– В целом, тематика остается стабильной. Она тесно связана с жизнью, с актуальными событиями и темами. Кировские лиги очень много шутят на региональные, городские темы. Филейка, Лепсе, Театралка. То, что знают и понимают зрители. КВН всегда поднимал политические темы, шутки над властью, шутки над высказываниями политиков. В последнее время предметами шуток часто становятся интернет-игры, какие-то события в сети.

Заводы могут поднимать свои внутренние проблемы. Показательны выступления медиков. У них много профессиональных шуток. Я порой понятия не имею, о чем речь. А зал, тоже медики, буквально под креслами лежит. Приходится тоже улыбаться, делать вид, что я понимаю смысл шутки.

Часто смех вызывают какие-то непроизвольные ляпы, или когда участник забыл текст и пытается выйти из ситуации. Из федеральных трансляций это обычно вырезают, но вживую, порой, получается очень смешно.

Кстати, очень люблю «чаплинский» юмор. Пантомима, падающие люди и предметы. То есть то, что вызывает у людей смех напрямую, без опосредования через темы и события. Это актуально всегда.

– Для выступлений в КВН нужны какие-то особые таланты?

–  КВН вмещает в себя самые разные жанры, в нем могут участвовать все. У тебя есть лидерские качества — отлично, через тебя будут идти все шутки. У тебя есть сценические способности — ты в игре. Ты имеешь вокальную или танцевальную подготовку — такие люди очень нужны команде. Но даже если ты пока стесняешься произнести на сцене даже короткую реплику, ты тоже нужен. Ты можешь, например, выкатывать ширму или быть статичной декорацией.

В КВН нет ограничений. Главное — желание и дисциплина. Репетиции требуют времени, способности выдерживать, в том числе, и творческие конфликты. Это сложный путь. Все начинается именно с желания.

– Насколько помогают успехам в вашем шоу занятия с профессионалами. Например, с театральными актерами или режиссерами?

– Театральные актеры или режиссеры — профессионалы, они большие молодцы. То же касается и хореографов, и вокалистов. Безусловно, они могут дать базовые навыки, которые необходимы на сцене. Они дают навыки, которые помогают прокладывать себе путь в КВН, но не более того. КВН — это другой жанр, у нас очень много своих нюансов, которых они не знают.

Кстати, был опыт приглашения драматических актеров и режиссеров в жюри. Мы поняли, что даже правильно оценить игру команд могут только те, кто знают, что такое КВН изнутри.

– Полагаю, в последние годы серьезную конкуренцию КВН составляют различные комедийные шоу, стенд-ап, камеди и так далее.

– В качестве предисловия. КВН не имеет аналогов в мире. Другие варианты юмористических шоу — пришли к нам из других стран. Действительно, в Кирове есть попытки сделать что-то подобное, попытки сделать какие-то видео и телепрограммы. Что-то получается, что-то нет. Но пока это местечковый уровень. Иногда продукт не достаточно качественный, проблемы с распространением, с промо…

Я не углублялся в этот вопрос. Поверьте, подготовка в среднем к 3 играм в месяц это серьезная нагрузка, поэтому следить за такими проектами у меня нет возможности. Я больше слежу не за проектами, а судьбами конкретных людей. Могу сказать, что лидеры команд, яркие участники обычно находят интересную творческую работу, в том числе и в масс-медиа.

– А в чем причины того, что эти шоу-проекты не становятся успешными и регулярными даже на местном уровне?

– Чтобы подобные проекты закрепились, тем более, имели какой-то коммерческий успех, этим нужно заниматься постоянно. А здесь возникает вопрос творчества и финансовых ресурсов. Чтобы выходить и шутить на сцене каждую неделю, нужны тексты. Кто-то должен их писать, финансировать авторов и участников, оплачивать все это. На федеральные шоу работает, пишет вся страна.

Я знаю кировских авторов, которые также пытаются писать сценарии юмористических шоу, а также тексты командам КВН из других городов. Вы должны понимать, что из целого текста, над которым автор работает неделю, в выступление на федеральном канале могут взять только одну шутку. Творить — это рискованное и затратное дело. Тем более, чтобы результат был на действительно высоком уровне.

КВН
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: