ЦБ не испугался коронавируса

 

Банк России объявил о рекордном снижении ключевой процентной ставки. С 22 июня текущего года она уменьшается с 5,5 до 4,5%. Фактически это самое резкое движение индикатора за последние годы. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина даже заявила, что состоялся переход от жесткой и нейтральной, к мягкой, то есть к стимулирующей рост реального сектора денежно-кредитной политике.

Деньги есть, но вы держитесь

Регулятор признает, что объявленное снижение стоимости денег почти не повлияет на их доступность для реального сектора. По крайней мере, деньги попадут в экономику не скоро.
– Позитивный эффект смягчения денежно-кредитной политики в основном проявится в 2021 году, — заявила председатель ЦБ РФ.
Некоторые эксперты полагают, что может быть, причина в том, что у финансистов просто нет денег, которые необходимы для преодоления коронакризиса и выхода отечественной экономики на траекторию уверенного роста? Но это не так.
«В период с 5 по 18 июня структурный профицит ликвидности увеличился на 0,32 трлн руб., до 1,94 трлн рублей. Некоторые кредитные организации привлекали незначительный объем рублевой ликвидности по репо с Банком России по фиксированной ставке, однако в целом спроса на инструменты ликвидности со стороны участников рынка не наблюдалось», — говорится в официальном аналитическом обзоре от Банка России.
В переводе на разговорный язык это означает то, что банкам дополнительные деньги, которые они теоретически могут занять под сниженную процентную ставку, попросту не нужны. У них и так есть на руках почти 2 триллиона рублей. Более того, в то самое время, когда из-за вынужденной остановки огромному количеству бизнесов необходимы средства на перезапуск, количество «невостребованных» экономической системой денег выросло еще 320 миллиардов рублей.

Эффект громких заявлений

На фоне оптимистичного тона заявлений, которые в последнее время звучат из уст высокопоставленных чиновников о запуске программ по оживлению экономики, главным достижением повышения доступности кредитов для компаний и частных лиц объявляется всего лишь сохранение объемов банковского финансирования экономики:
– Самое крупное наше направление по поддержкам — это реализация кредитных программ и программ по реструктуризации кредитов. В том числе программы, которые идут при поддержке федерального бюджета. Нам удалось за апрель-май не допустить снижения корпоративных заимствований, — комментирует министр экономического развития РФ Максим Решетников. — В целом, уровень кредитования корпоративного сектора экономики даже вырос на 1,4 процентных пункта.
Сложно сказать, о росте какого именно индикатора шла речь в докладе министра президенту от 15 июня. Но при экономическом спаде, который по различным косвенным признакам оценивается ЦБ РФ на уровне не менее 10% даже в первые недели июня, 1-1,5% кредитных вливаний вряд ли можно расценивать, как значимый вклад в восстановление разрушенных хозяйственных цепочек.

Никаких рисков: Стерилизации экономики через финансы

По сведениям Банка России, в начале июня банки отклоняли 30 - 40% заявок на реструктуризацию кредитов. А опрошенные регулятором в начале месяца малые и средние предприятия заявляли, что в 42% случаев банки отклонили их заявки на новый кредит. То есть, деньги у банков есть, потребность в кредитовании у предприятий тоже присутствует, но средства в экономику не поступают. И не поступают не потому, что на все процедуры по оформлению документов требуется время. Сама Эльвира Набиуллина признала, что кроме стандартных отсрочек (лагов) есть и другие препятствия.
– Это связано с возросшими кредитными рисками, которые повышают стоимость заемных средств, — заявила руководитель Банка России.

Найден путь к доступным кредитам

Хотя нет, все немного лучше, чем может показаться.
– Программа по кредитованию под 2% с последующим списанием стартовала очень активно, наверное, наиболее активно из всех наших программ. На сегодня банки уже одобрили кредиты на 155 миллиардов рублей. Программа стартовала настолько активно, что мы решили увеличить общий объем кредитов еще на 100 миллиардов рублей до 350 миллиардов, — отрапортовал президенту министр экономразвития Максим Решетников и пояснил причину такого удачного развития ситуации. – На 85% эти обязательства покрываются гарантиями Внешэкономбанка. Это как раз снизило долю отказов банков в предоставлению таких кредитов. По факту, большую часть риска (85%) взял на себя так или иначе бюджет.
Итак, ЦБ РФ  снижает процентную ставку до 4,5% годовых. Но реальный сектор фактически не может получить финансирование, при том, что у банков скопилось почти 2 триллиона рублей. Они вынуждены выводить эти средства из экономики, поскольку регулятор выдвигает драконовские требования по управлению рисками. Может ли ведомство Эльвиры Набиуллиной изменить ситуацию? Да, имеет полное право. Но по какой-то причине пока не желает менять условия финансирования реального сектора. Сколько это будет стоить частным лицам и бизнесу? Банкиры уже посчитали:
– Полное возвращение ВВП к уровням 2019 года, вероятно, произойдет только в первой половине 2022 года,— сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Кто заплатит за мягкость банкиров

С первого взгляда непонятно, в чем же тогда смысл резкого сокращения ключевой ставки, если эта мера практически не повлияет на реальный сектор, который еще полтора-два года вынужден будет выживать в условиях мощнейшего сокращения спроса?
Ответ кроется в условиях тех самых правительственных программ. Можно взглянуть только на одну из них, которую в правительстве тоже уже оценивают как крайне удачную — ипотека под 6,5% годовых, которая была утверждена федеральным правительством в конце апреля.
Дело в том, что размер государственного субсидирования процентных ставок в большинстве случаев рассчитывается исходя из ключевой ставки. Чем ниже ставка, тем меньше средств минфин должен направлять на финансирование антикризисных мероприятий. 
Добавьте сюда чуть ли не автоматическое снижение расходов бюджета на привлечение средств через государственные облигации. И станет понятно, что основной выгодоприобретатель решения о снижении процентов — это федеральное правительство.
Расплачиваться придется владельцам сбережений. Ведь вслед за ключевой ставкой банки начнут снижать и проценты по вкладам. И временной лаг здесь будет куда меньше, чем позитивное влияние всех этих мер.

фото: kremlin.ru

ЦБ
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: