Как правильно реагировать на критику

Наверное нет человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с критикой в свой адрес. При этом каждый реагирует на нее по-разному: кто-то успешно извлекает уроки и относится к ней спокойно, у других критика вызывает гнев, оправдания, сомнения в себе и падение самооценки.

Практикующий психолог Елизавета Пэма делится своими советами о том, как правильно воспринимать критику в свой адрес.

Спокойствие, только спокойствие

Главное, что нужно сделать, столкнувшись с критикой – не поддаваться первой реакции, которую рождает ваш ум и эмоции. Нередко люди чувствуют, что их труды не были по достоинству оценены, а их личные качества поставлены под сомнения.
Прежде всего постарайтесь успокоиться. Ведь спокойный ум видит намного больше и мыслить намного конструктивнее, чем ум, подверженный сильным эмоциям.

Критика – это шанс стать лучше

Конечно, критика бывает разной. Иногда она может быть явно агрессивной: с оскорблениями и навешиванием ярлыков. При этом важно знать, что слушать критику стоит только тогда, когда человек является экспертом в данной области. И, если, к примеру, вас пытается поучать коллега, который сам не имеет опыта в затрагиваемой сфере, тогда эти слова можно смело пропускать мимо своих ушей.
С другой стороны, критика – это не всегда повод уронить ваше достоинство или обидеть вас, а шанс стать лучше. Она может послужить надежным помощником, который укажет вам на ваши слабости или слабости проекта, над которым вы работаете. Поэтому когда в следующий раз вы будете беседовать с начальником и выслушивать его критику, успокойтесь и, отбросив эмоции, попытайтесь найти в его словах не упрек, а помощь.

Уточняйте детали

Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть  ошибки или недостатка. Если вам непонятно то, в чем конкретно вас обвиняет человек, попросите детализировать его претензии. Следует убедиться, что вы его правильно поняли: вы можете уточнить какие-нибудь аспекты его замечания. Например: «что вы имеете в виду», «приведите пример, пожалуйста». Это поможет не только выиграть время, но и уточнить, детализировать критику и возможно изменить вашу реакцию на нее.


Критика может быть полезной и искренней, резкой и бессмысленной. В любом случае, отличной идеей будет высказывание благодарности с вашей стороны. Если вы поймете, что в замечаниях может скрываться ценность, вам будет намного легче сказать слова  благодарности.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: