Наринэ Абгарян: как незадачливый предприниматель стала знаменитым писателем

В Дни романтики в Кирове вручили литературную премию имени   Александра Грина. В этом году ее лауреатами стали две очаровательные женщины. Одна из них - Наринэ Абгарян. Когда-то она пробовала себя в бизнесе, потом работала бухгалтером, но и подумать не могла, что однажды станет знаменитым писателем. Успех подкрался к ней незаметно и совсем неожиданно. Автор популярной серии книг для детей «Манюня» рассказала «Навигатору», что стоит за профессией писателя.

Наринэ, расскажите, как вы пришли к тому, чтобы стать писателем. Чем вы занимались раньше?

- Писателем я стала совершенно случайно. По профессии я преподаватель русского языка и литературы, но я никогда не работала в школе. Закончила институт в 1993 году, и тогда учителя получали какие-то мизерные деньги. Безусловно на эти деньги я не могла прожить, потому что переехала в Москву, и нужно было снимать комнату и как-то жить.
Я устроилась работать в гостиницу «Интурист» с интердевочками и прочими прелестями. Там увидела первое казино, и это было очень удивительно. Конечно, это был тяжелый опыт для девочки-эмигрантки из патриархальной семьи. Но могу сказать, что мне всегда в жизни везло на хороших людей, у меня был очень хороший коллектив, и он меня очень поддерживал.
Потом я сама пыталась заняться бизнесом, и у меня, к счастью, ничего не вышло — я выбыла из него с минимальными потерями. Дело было так: у моей подруги были знакомые, которые торговали джинсами. Закупали их большими партиями. А мы решили открыть небольшой магазинчик. Но нам попалась партия джинсов каких-то диких расцветок — цвета детской неожиданности, яркого морковного, голубой ели с серебристо-золотистым отливом. Понятно, что такие джинсы никому не были нужны. И нам просто повезло — всю партию купил человек, у которого были строительные бригады. Эти джинсы он приобрел, как спецодежду. Если мы их покупали за 250 рублей, он их купили оптом по 220 рублей за штуку. И получилось, что потеряли мы совсем небольшую сумму.
После этой истории я никогда больше бизнесом не занималась. Потом я переучилась на бухгалтера и была самым несчастным и тупым бухгалтером в мире и в Москве. Я боялась как годовой отчетности, так и квартальной - у меня никогда не сходился дебет с кредитом. И от какого-то бесконечного горя, от нереализованности, я завела себе блог в Живом Журнале и стала выкладывать туда истории из своей жизни.
Я никогда бы не подумала, что эти истории будут кому-то нужны. Но однажды на меня вышел редактор издательства «АСТ». И так получилось, что у меня вышла первая книжка, а потом ее продолжение. И неожиданно для себя, в 39 лет, я стала писателем.


Что нужно для того, чтобы стать писателем в современном мире, и можно ли этой профессией зарабатывать себе на жизнь?

- В моем понимании, чтобы быть писателем, нужно как можно меньше общаться с соплеменниками. Я не люблю конфликты, но так получается, что люди одной профессии часто завидуют друг другу. Поэтому я максимально абстрагируюсь от писательской тусовки. Ну и нужно работать ежедневно, кропотливо. Писательский труд не подразумевает никакой легкости, никакого гламура. Это такой тяжелый труд кочегара — по пять-шесть часов приходится сидеть в тексте. Иногда получается, а иногда — нет. Я не могу точно ответить, писатель — это душевное состояние или же профессия. Но могу сказать, что я счастлива. Счастлива от того, что мне не надо сейчас работать бухгалтером, я могу себе позволить писать книжки. И большое спасибо за это моему мужу и моим родным. Наверное, писатель, все же, это состояние души.


Кого вы считаете в современной России писателем № 1 и почему?

- Тут, наверное, одним именем не обойдешься. Я очень люблю Марину Степанову: у нее потрясающий язык, слог, и она очень хороший сценарист. И я с нетерпением жду ее следующую книгу. Мне очень понравилась «Обитель» Захара Прилепина. Я рада, что он вырос до такого большого, настоящего писателя. Я читала его книгу с большим удовольствием, тем более, что она имеет и некоторое отношение ко мне тоже - мой дед сидел в Соловках. Есть еще ряд талантливых писателей — Иванов, Герасимов, Водолазкин. Честное слово, боюсь кого-то не назвать и обидеть, но их значительное количество. Корифеев, вроде Татьяны Толстой, Петрушевской, Улицкой, вообще называть не стану — это уже само собой разумеется.


Вы стали лауреатом премии Грина. Что для вас это значит?

- Для меня это было совсем неожиданно. И означает это только одно, что тебя признали писателем, и это большая честь. Я себя долгое время писателем не называла и придумывала какие-то «обходные» названия — то назовусь литератором, то автором. Все же такие названия как-то снимают с тебя ответственность. И, пожалуй, когда тебе вручают премию имени Грина, одного из любимых писателей твоей прекрасной молодости, когда ты еще веришь в чудеса, и тебе эти чудеса дарят книги, то для меня это признание.


Какое впечатление у вас остались от Вятки?

- Мне очень хорошо в Кирове — у вас чудесный город. Мне кажется, что я бы здесь могла жить, и написала бы здесь книгу даже лучше тех, что уже изданы. Мне кажется, что здесь половина природы — это небо и облака, рака безумной красоты! И это очень вдохновляет. Мне здесь понравилось все. И я поняла, что некоторым русским талантливым писателям в свое время не повезло с городом. Наверное, Достоевскому нужно было жить здесь.
Я понимаю что сюда ссылали людей, и здесь им было не очень-то хорошо, но тут такая хорошая атмосфера и очень-очень красивые люди. Мне и сам город очень понравился. Хотелось бы, чтобы восстановили его историческую часть, потому что каждый город должен иметь свое лицо. Так получилось, что мы были на открытии фонтана в овраге Засора, посмотрели на памятник «Место встречи» на улице Спасской и попали как раз на бой курантов. Очень радует, что в городе что-то делается. Это здорово и приятно.


Недавно у вас вышла книга, где опубликованы произведения начинающих писателей-блогеров, которых вы нашли через ЖЖ. Расскажите подробнее об этом проекте.

- У каждого писателя есть страница в Интернете — в Фейсбуке или Живом Журнале. И я призываю всех начинающих авторов заводить себе блоги, потому что это возможность общения с издателем и читателем. И не надо расстраиваться, если вас критикуют. Относиться к критике нужно с благодарностью, потому что чаще всего люди это делают, чтобы показать свое участие, в том числе. Я составила три сборника современной российской прозы — авторов выбирала из блогов. Пожалуй, это то, чем я горжусь. Думаю, что каждый писатель, который более-менее состоялся, должен помочь другим людям тоже издаваться. И, если есть возможность составить сборник, то почему нет?


Бытует мнение, что со временем бумажные книги исчезнут совсем, уступив место электронным. Вы согласны с этим прогнозом?

- Я думаю, что бумажный вариант книги останется, особенно детские книжки (дети любят листать, рассматривать иллюстрации). А в электронном виде они, конечно, теряют свою прелесть. Года два назад мне казалось, что бумажных книг не будет. Но сейчас, когда я встречаюсь и разговариваю с молодыми читателями, которым 20-22 года, оказывается, что они предпочитают бумажные книги. Безусловно, книги подорожали за последние годы. И когда твоя книжка стоит 450 рублей, это немного стыдно. Для меня лично принципиального значения не имеет, как читают — на бумажном носителе или на электронном — лишь бы читали!
Был один случай, когда ко мне обратились читатели, которые скачали книгу на пиратском сайте, а потом написали: «Нам ваша книга так понравилась, и нам очень стыдно за то, что мы скачали ее нелегально. Укажите номер счета, и мы вам перечислим деньги». Лично я предпочитаю бумажный вариант книги — я не могу читать электронные, я их не воспринимаю.

Узнайте больше о персоне: Абгарян Наринэ Юрьевна
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: