Культурные проекты Валерия Крепостнова
Валерий Крепостнов — личность в нашем регионе известная и в представлении не нуждается. В последнее время он все чаще удивляет Киров своими проектами, но теперь уже не в бизнесе, а в сфере культуры. На его счету открытие музейно-выставочного центра «На Спасской», собственного издательства, проведение пленэра для художников. Громким событием стала презентация недавно изданного четырехтомника «Первая мировая война на почтовых открытках». В его основу легла одна из крупнейших в мире коллекций открыток по этой тематике, принадлежащая Валерию Крепостнову.
В начале июня Валерий Васильевич побывал на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями и владельцами частных музеев России. Приглашенных было совсем немного, главным образом, известные в стране предприниматели: Виктор Вексельберг (музей Фаберже), Алексей Ананьев (Институт русского реалистического искусства) и Андрей Козицын (музей военной техники «Боевая слава Урала»). О чем шла речь на встрече с премьером и почему Валерий Крепостнов так увлечен сегодня культурными проектами, он рассказал в интервью «Навигатору».
Валерий Васильевич, о чем шла речь на встрече с премьер-министром?
- Был живой диалог о том, как в современных условиях государство может и должно взаимодействовать с частными коллекционерами в вопросах сохранения и использования тех культурных ценностей, которые у них есть. Речь шла о том, что частные коллекции не должны быть достоянием узкого круга лиц. Напротив, их должен увидеть максимально широкий круг людей.
Согласитесь, частные коллекции, как правило, весьма интересны, ведь, с одной стороны, они отражают историю страны, ее богатую культуру, с другой - настроение коллекционера, его личные пристрастия, взгляды, увлечения.
На встрече был предельно откровенный разговор о том, какие необходимы сегодня законодательные инициативы для того, чтобы повысить стимул к частной музейной деятельности. Говорили о перспективах включения частных музеев в туристические маршруты, федеральные и международные программы и т.д.
И, конечно, отрадно было слышать слова главы нашего правительства о том, что покровительство бизнеса культуре должно стать престижным, о том, что негосударственные музеи не должны испытывать дефицит площадей, выставочного пространства.
С чего началось ваше увлечение?
- К теме коллекционирования сначала меня привело еще юношеское увлечение художественным чугунным литьем знаменитых уральских заводов, которое позднее вылилось в первую серьезную коллекцию. А когда ее пополнение стало затруднительным по причине отсутствия на антикварном рынке подлинных раритетов, которые меня интересовали, я стал активно заниматься уже историей этих заводов, вообще чугунолитейного производства в России. И оказалось, что очень хорошо эту историю можно проследить по старинным почтовым открыткам. И так я погрузился в мир филокартии. Спросите, почему?
Во-первых, почтовая открытка - это единственный на сегодняшний день коллекционный материал, который не подделывается. Подлинную открытку от поддельной отличит даже не обладающий громадными знаниями коллекционер.
Во-вторых, почтовая открытка – ценнейший исторический источник, который несет в себе как текстовую информацию, так и визуальные образы. Она несет на себе отпечаток времени и забытой традиции, как ничто другое передавая при этом атмосферу времени, если хотите, дух эпохи.
В-третьих, почтовая открытка для людей моего поколения была неотъемлемой частью культуры общения. Вспомните, как еще лет двадцать назад мы поздравляли друг друга со всеми праздниками, подписывая и отправляя по почте открытки.
Ну, а откуда у вас появился интерес к вятской истории?
- Постепенно, по мере формирования коллекции, все чаще ко мне стали попадать именно вятские открытки конца XIX – начала XX века: с видами Вятки, Слободского, Кукарки, изображениями узнаваемых по сию пору мест, общественных и частных зданий, православных храмов, пароходов.
Открытки столетней давности стали для меня серьезным стимулом к изучению истории Вятского края, истории во многом личной, сокровенной, по сути, семейной, хоть и корни мои, как вы знаете, не отсюда. Именно поэтому старинные открытки, по моему мнению, нужно находить, собирать, хранить и, самое главное, показывать людям. Чем мы сегодня и занимаемся. Так появилась идея создания музея «Вятка на старинной открытке».
А как возникла идея создать музей глиняной игрушки?
- Если говорить о вятской глиняной игрушке, то сначала, как, наверное, у любого жителя нашего города, у меня было какое-то количество собственных экспонатов. Собирал, что называется, для души. Многое дарили друзья и знакомые. Потом, когда стало понятно, что музей «Вятка на старинной открытке» необходимо чем-то мощно дополнить, мы стали целенаправленно формировать экспозицию будущего музея – путем приобретения частных собраний, фотоархивов, живописи, графики и т.д. Нас интересовало буквально все, что связано с промыслом. Моя позиция: все должно оставаться на Вятке. И если для этого нужно покупать, я делаю это, особенно, если существует риск того, что какая-нибудь реликвия «уйдет» за пределы региона.
Если можно взять хороший экспонат в наш музей на ответственное хранение у его обладателей, я считаю, нужно взять и выставить. Для меня не принципиально выставлять только мои собственные вещи. Главное, повторюсь, чтобы эти сокровища видели люди.
Особую благодарность здесь хотелось бы выразить мастерицам, которые передают в наш музей свои работы. Отдельное спасибо нужно сказать и наследникам уже ушедших мастериц, которые, дорожа памятью о них, передают нам ценные экспонаты. К примеру, недавно нами приобретен большой массив артефактов с личными документами и фотографиями мастерицы, которая, уехав из Кирова, долго работала в Москве. С удовольствием передали нам игрушки родственники этой мастерицы, пораженные тем вниманием и любовью, с которыми мы относимся к этой теме.
Можно ли назвать ваши музеи бизнес-проектом или это навсегда останется меценатством?
- Ни один из открытых музеев назвать коммерческим проектом нельзя. Было бы неправдой сказать, что вложенные средства когда-то вернутся и начнут приносить прибыль. Это невозможно. Слишком много с самого начала было вложено в наши проекты, начиная со здания, ремонта, дизайна, приобретения оборудования и заканчивая экспонатами. К тому же, музею нужно содержать здание, приобретать новые экспонаты, сотрудникам необходимо платить зарплату, оплачивать командировки и т.д. На это и направляются те средства, что музеи зарабатывают на входных билетах.
То есть вы в целом довольны первыми результатами работы музейно-выставочного центра «На Спасской»?
- Радует то, что проект, на первый взгляд, состоялся. На площадке музейно-выставочного центра проводятся мероприятия, на экскурсии приходят люди. Особенно завидуешь тем, кто впервые видит все эти красоты. Приятно осознавать, что на них результаты нашей работы производят глубокое впечатление. В этом и состоит наша задача - чтобы Вятку любили, чтобы люди гордились тем, что они здесь родились и живут, чтобы добрая слава о Вятской земле «пошла по всей Руси Великой».
А как чувствует себя ваш первый проект — музей истории шоколада «Криолло»?
Мы и подумать не могли, что за несколько месяцев наш музей посетит не одна тысяча человек. И сегодня, когда музей отработал уже почти год, можно сказать, что у молодой команды, которая занимается этим проектом, все получилось. Сейчас «Криолло» может по праву называться одним из лучших музеев шоколада в мире. Его выделяют и горожане, и гости города, причем, люди весьма искушенные, которые много где бывали и, что называется, могут сравнивать.
Выбранная нами концепция позволяет музею шоколада существовать, содержать коллектив и здание, повышать свои знания и даже докупать какие-то интересные экспонаты. Частные музеи настолько интересны жителям Вятки и ее гостям, что могут зарабатывать себе на жизнь.
Беседовала Юлия Мальцева
Комментарии:
Добавить комментарий