Легкая промышленность в поисках точки опоры

Региональные власти разработали концепцию развития легкой промышленности до 2025 года. На данный момент рынок инвестиционно непривлекателен, он находится в стагнации, при этом законопослушные производители ущемлены из-за обилия контра­фактной продукции. 
В этих условиях для развития отрасли необходима точка, с опорой на которую она сможет восстановить рост. В региональном Минпроме считают, что какие-то перспективы есть в кожевенно-обувной и меховой промышленностях. Если найдутся инвесторы, власти готовы предоставить необходимую для развития инфраструктуру и помочь с привлечением федерального финансирования.


Иван Зазирный, заместитель министра промышленности Кировской области

– Сейчас ни в одном регионе, кроме Кировской области, концепций, которые определяют и описывают подходы к развитию легкой промышленности, не существует. В нашей области легкая промышленность представлена тремя подотраслями. Наиболее значимые позиции приходятся на кожевенно-обувную промышленность, оборот которой составляет около 6 млрд рублей в год. Второй по объемам производства является текстильная и трикотажная промышленность с оборотом почти 3 млрд руб­лей. Третьей по объему, но не по значимости, является меховая отрасль. Нужно отметить, что по объему мехового производства наш регион занимает второе место в России.
Общим фактором для всех вышеперечисленных подотраслей является падение реальной покупательской способности населения на фоне общемирового кризиса перепроизводства и обилия на рынке контрафактной продукции. Сейчас по факту вся легкая промышленность области находится в состоянии стагнации.
Наша концепция как раз о том, как в сложившихся условиях найти точки роста. В нашем регионе сравнительными преимуществами обладают кожевенно-обувная и меховая промышленность. У нас исторически сложился полный цикл производства, имеются давние традиции, а в меховой подотрасли есть еще и научный потенциал. Обе подотрасли имеют и значительный потенциал импортозамещения. В Россию ежегодно ввозится обуви на сумму до 2 млрд долларов США. До 90% мехового рынка страны занято зарубежными производителями.
Одна из ключевых проблем отрасли — неразвитость в России механизмов борьбы с контрафактом и некачественной продукцией. На внутреннем рынке преимуществом обладают товары импортного и кустарного производства. По факту, для них является необязательным соблюдение технических регламентов Таможенного союза. Дело в том, что компетентные контролирующие органы не в состоянии эффективно выявлять и снимать с продажи подобные товары. Надеюсь, удастся добиться конкретных результатов. 
Не соответствующая стандартам продукция изготавливается из низкокачественных материалов, что позволяет держать низкие цены. В то время как легальные производители обязаны соблюдать все действующие регламенты. Эти предприятия регулярно проверяют и штрафуют. Это лишает бизнес стимула для инвестиций. За рубежом тоже была такая проблема. Но этот этап они прошли много лет назад, планомерно совершенствуя свое законодательство. Поскольку компетенции решения этих вопросов находятся на федеральном уровне, мы активно взаимодействуем со всеми структурами.
Второй важный для нас момент — это развитие инвестиционного потенциала легкой промышленности. Кроме традиционной оси «Коминтерн-Зониха-Вахруши-Слободской», мы планируем использовать возможности ТОСЭР в Белой Холунице. Также мы рассматриваем возможность создать промышленный кластер.
Для создания благоприятных условий для инвестиций у нас сейчас есть огромное количество инструментов, которые нужно правильно сочетать и использовать, структурировать вместе с предприятиями.
Если говорить конкретно о создании кластера легкой промышленности, то наш опыт говорит о том, что потребуется около года. Мы проходим по всем критериям. У нас есть опыт, который наработан при создании биотехнологического кластера. Но инициатива должна исходить именно от предприятий.
У нас есть целая цепочка: два крупнейших производителя кожи, два очень крупных производителя обуви, есть и другие производители. Мы в состоянии создать кластер уже сейчас. Но существование кластера без крупного инвестиционного проекта, под который можно привлечь федеральные инвестиции, не имеет большого смысла.
Нужно понимать, что отрасль пока не привлекательна с инвестиционной точки зрения. Хотя мы работаем в направлении поиска инвестиционного проекта. На данный момент его нет. В существующей сложной ситуации нам нужно работать и смотреть на будущее позитивно.

Ольга Семакова, директор Фонда развития промышленности Кировской области

– Фонд развития промышленности был создан в 2018 году. В марте мы подписали соглашение с аналогичным федеральным фондом. Сейчас мы реализуем семь программ по финансированию проектов в сфере промышленности. Для предприятий легкой промышленности мы готовы предложить четыре кейса с различными схемами и условиями финансирования.
Реализация финансовых программ — это лишь часть нашей работы. Мы реализуем широкий спектр консультационных услуг, цель которых — содействие развитию Кировской области. Федеральный фонд существует уже давно. У нас есть информация о попытках кировских предприятий получить там финансирование. Но большинство заявок получали отказ или снимались самими компаниями. Сейчас мы сопровождаем каждый проект и уже получили положительные результаты.
С момента открытия регионального фонда мы из средств федерального фонда развития промышленности привлекли два займа фармацевтическим предприятиям области на общую сумму 90 млн рублей. В текущем году экспертным советом уже одобрена заявка одного из предприятий легкой промышленности. Сейчас есть пул заявителей, которым мы помогаем в подготовке документов для получения финансирования из федерального фонда. Это четыре предприятия, которые хотели бы привлечь займы на общую сумму 674 млн рублей.
По другим программам у нас есть заявки еще от пяти промышленных предприятий региона. По ним сумма нашего финансирования 237 млн рублей. Эти займы будет софинансировать и наш региональный фонд.
Наша задача в том, чтобы каждая инвестиционная инициатива кировских предприятий достигала конечной цели. 

Алексей Шапин, исполнительный директор компании «Лель»

– Об общих проблемах нашей отрасли говорит факт: количество предприятий сокращается. В непростые 90-е годы перечень производителей обуви занимал несколько страниц формата А4 мелким шрифтом. Сейчас предприятий, которые выпускают качественный продукт, не более 20 на всю страну.
Статистика настораживает, потому что само по себе производство обуви по сравнению с рядом других отраслей не является таким уж ресурсоемким. Открыть новое производство обуви – это не в чистом поле построить танкостроительный завод. Но новых предприятий нет.
Существующим предприятиям тоже сложно. Нужны точки роста. Чтобы их найти, надо хорошо понимать проблемы и помнить, что дело не в количестве точек роста, а в их качестве.
Например, точка роста – защита российского рынка от контрафакта. Но если Роспортребнадзор заявляет, что не в состоянии кон­тролировать обувной рынок, нужно четко сформулировать, почему. Ведь законы по защите российского рынка от контрафакта существуют. Мы давим польские яблоки, но в сегменте обуви законодательство почему-то не работает. Или не выполняется? Я не видел результатов анализа ситуации и обоснований для введения нового инструмента — обязательной маркировки. А решение принято, несмотря на риски получить «эффект домино»: ослабляя розничный бизнес, ослабим и производство.
Намерения благие, но даст ли это решение точку роста? Если не обеспечивается работа существующих мер контроля, то где гарантии, что точно так же не произойдет с маркировкой?
Второй пример: постоянно меняющиеся правила. Проанализируйте динамику изменения федеральных программ поддержки. Вы увидите, насколько часто меняются их условия.
Это затрудняет долгосрочное планирование развития предприятий.
И еще один аспект – действительно большое количество стандартов, которые должны соблюдаться при производстве обуви. Такого нет, наверное, ни в одной стране мира. Например, в Италии, которая считается законодателем моды в обувной промышленности, вообще нет государственных стандартов качества кожи, нет требований по креплению подошвы.
Я считаю, что для взрослой обуви такое количество стандартов избыточно, и их сокращение будет способствовать концентрации усилий производственников на более значимых для развития направлениях. Исключение – детская обувь. В этом сегменте жесткая регламентация обязательна, потому что это вопрос будущего здоровья нации.


 

правительство Легкая промышленность Минпром
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: