Для рывка нужна воля

Что ждать кировскому бизнесу от государства в следующем году. Пока можно дать консервативный прогноз. Налоги будут расти, контроль над отдельными секторами станет еще более жестким, а госзакупки в следующем году останутся примерно на существующем уровне. 

Председатель бюджетного комитета регионального парламента Владимир Бакин в эксклюзивном интервью «Навигатору» о нововведениях в сфере госфинансов и перспективах своего избрания на пост председателя Заксобрания Кировской области.

– Есть ли какая-то информация по региональному бюджету следующего года? Какими будут его основные параметры?

– Я участвую в рабочей группе. Пока могу только сказать, что основные параметры повторяют бюджет в действующей редакции. О каких-то изменениях по конкретным статьям расходов говорить пока говорить преждевременно. Работа идет. Документ будет внесен в Законодательное собрание в ноябре.

– За год бюджет на 2019 год претерпел множество изменений. Какую редакцию вы имеете ввиду?

– В сентябре мы приняли третье изменение в закон. По нему доходы составляют примерно 58,5 млрд рублей, расходы — 59 млрд. Доходы по сравнению с первым вариантом, который мы приняли в декабре прошлого года, увеличились почти на 3 млрд, у нас появилась возможность увеличить расходы почти на 4 млрд рублей. Рост около 5%. Считаю, что это позитивный момент.

Дополнительные средства  пошли главным образом социальные проекты, и на дорожное строительство. Дорожный фонд в этом году составляет около 8 млрд рублей — это беспрецедентная сумма, которую мы смогли направить на ремонт и содержание дорог. Сегодня задача не просто освоить эти деньги до конца года, а превратить их в реальные дороги, детские сады, места в школах, в жилье.

– Способен ли такой рост расходов областного правительства столкнуть региональную экономику с мертвой точки?

– Какая мертвая точка? У нас по основным объективным показателям динамика выше, чем в России в целом. У нас действительно просело строительство, но в этом Кировская область не уникальна, спад по этой сфере идет и в других регионах.

Да, темпы роста нас не устраивают. И я это говорю открыто: «Где рывок?!». Рывка пока не получилось, но плавный рост по объективным показателям присутствует. Кроме ВРП у нас есть еще один объективный и оперативный показатель — собственные доходы областного бюджета. Они растут при сохранении основных ставок по налогам.

Чтобы экономические процессы активизировались недостаточно только усилий со стороны бюджета. Это задача всей финансовой системы. Бюджет - лишь часть. Основной  вклад в рост инвестиций вносит финансовая система.

Бюджет области в основном финансирует сферы жизнеобеспечения: образование, здравоохранение, транспортную инфраструктуру, ЖКХ. А что касается отраслей промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, то они должны в первую очередь финансироваться за счет собственных средств и кредитных ресурсов, которые могут привлекать для своего развития. Считаю, что сегодня механизм рыночного финансирования сдерживается высокими процентными ставками. Представьте себе заемщика, который решил профинансировать 1 млрд рублей для инвестпроекта. Даже если будем исходить из ключевой ставки Центробанка — 7% годовых — 70 млн рублей в год нужно будет платить на обслуживание долга. Это очень дорого. Даже когда речь идет о ставке ЦБ, реальным предприятиям приходится платить существенно дороже. Это только один пример. 

Чтобы «толкнуть» экономику, нужно создавать режим наибольшего благоприятствования для тех отраслей, которые нужны в данное время в данном месте для населения и территории.

– Какие это отрасли?

– Все. Нужно поддерживать все отрасли, которые создают рабочие места, то есть доходы для населения, и перечисляют средства в бюджет. Особо выделить, например, сельское хозяйство или лес, или промышленность… важно все. Допустим, есть смысл сделать ставку на сельское хозяйство. Это вопрос жизни сельских территорий. Но по объему налоговых поступлений оно несопоставимо с промышленностью.

Сейчас мы все видим то, что «экономический блок отстает», об этом говорят все ваши коллеги. Рост ВВП 1,3% в среднем по России через год после старта национальных проектов — это не тот показатель. Поэтому нам нужна общая мобилизация, чтобы обеспечить экономический прорыв. Для рывка нужна воля. Но увлекаться тоже нельзя, помните, как у Высоцкого: «Я увлекся. Я на 10000 рванул, как на 500 и спекся».

– Одно из направлений, которое охватывает все отрасли — малый и средний бизнес. Вы, как депутат, довольны той системой поддержки МСП, которая сформировалась на текущий момент?

– Мы поддерживаем малый бизнес по мере наших возможностей. Нельзя прыгнуть выше головы. Когда мы говорили о росте бюджета, то 59 млрд рублей — это большой объем. Но из него нужно вычесть то, что мы обязаны финансировать. И сразу возникают ограничения. 

Сейчас мы уже имеем очень серьезные механизмы поддержки малого бизнеса. Даже если посмотреть на режимы налогообложения. Есть упрощенная система налогообложения, патенты, еще работает налог на вмененный доход. Все это льготные режимы. Там налоговые отчисления в разы меньше, чем по общей системе. Сейчас начался эксперимент по обложению самозанятых.

– Кстати, что вы думаете о перспективах введения в нашей области этого налогового режима? Какие у него перспективы?

– Правильно, что его начали вводить в порядке эксперимента на части территорий. Я участвовал в обсуждении этой темы на разных площадках. Пока из имеющейся информации я не вижу, что этот режим особо популярен. Поэтому не готов говорить, что нам нужно спешить с его введением в Кировской области.

– Вы сказали о сложностях с финансированием инвестпроектов. Применительно к малому бизнесу и рычагам, которые есть в распоряжении региона. Как вы относитесь к идее о расширении деятельности Фонда поддержки предпринимательства и его докапитализации?

– Фонд работает, предоставляет займы под достаточно низкий, кстати, процент. Мы несколько лет назад влили в него очень крупную сумму. Сейчас я не готов вообще что-то говорить о докапитализации. Прежде чем принимать такие решения, нужно посмотреть эффективность использования ранее выделенных средств.

– Вы говорите о возможной неэффективности использования бюджетных средств, но при этом Законодательное собрание поддержало изъятие денег из экономики через повышение ставок и налоговой базы по налогу на имущество.

– Ставка находится в рамках, которые установлены налоговым кодексом и будет увеличиваться постепенно. Я думаю, что расходы не будут настолько критичны для бизнеса. 

Еще раз. Нам требуется финансировать социальную сферу, то что обеспечивает жизнедеятельность региона. Это наша обязанность, как государства. Во-вторых, эти деньги так или иначе возвращаются в оборот.

– В законе есть еще один сомнительный момент, он касается агробизнеса. Если раньше льготы по налогу на имущество предоставлялись предприятиям отрасли автоматически, то сейчас они должны будут подписывать какие-то частные соглашения с чиновниками.

– Постойте, что значит частные?! Не думаете же вы, что будет так: вот этот нравится, ему предоставим простые условия, а этот какой-то неприятный, с него потребуем что-то…

– Полагаю, к этому и придет.

– Почему вы не доверяете правительству? Бизнес получает льготы по налогу. В ответ государство вправе требовать выполнения определенных обязательств: зарплаты, инвестиции, увеличение выпуска продукции. 

Подчеркиваю, что речь не идет о каких-то частных соглашениях. Правительство сейчас готовит постановление, где будут выделены категории хозяйств и уровень требований к ним в зависимости от размера и ряда других условий работы.

– Кадровый вопрос, который взбудоражил политическое пространство Кирова в последние дни. Вас прочат в новые председатели Законодательного собрания. Прокомментируйте.

– Ко мне люди чуть ли не на улице с такими вопросами подходят. Пленарное заседание Законодательного собрания состоится 24 октября. Депутаты изберут — буду работать, если нет, то нет.

– То есть вы будете баллотироваться?

– Что значит баллотироваться? Это не всенародные выборы депутатов или губернатора. Здесь совсем другая процедура. Об этом вопросе пока вообще преждевременно говорить. Должно быть заявление об отставке действующего председателя, потом депутаты должны принять его отставку, если примут… Все это прописано в регламенте.

Пока вся эта тема на уровне разговоров и чуть ли не слухов. Не считаю, что должен ее обсуждать. Когда будут сделаны соответствующие формальные шаги, тогда и можно будет говорить о том, кто будет или не будет работать председателем Законодательного собрания Кировской области.

бюджет озс
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: