«Предпринимательство на Вятке»: видение, которого нет

Владислав Попов, бизнес-омбудсмен

– Я не хочу давать оценку форума «Предпринимательство на Вятке – 2019». Думаю, что бизнес-сообщество само ответит на этот вопрос. Точнее, на несколько вопросов, которые задаст любой квалифицированный менеджер в такой ситуации.

Во-первых, какие цели форума объя­вили его организаторы и насколько их удалось достичь? Второй вопрос, насколько эти цели соответствовали «потребительскому спросу»? В нашем случае, получили ли предприниматели ответ на поставленный нашими бизнес-объединениями вопрос: какое место вятский бизнес может занять в национальных проектах? 

При этом я надеюсь, что выявленные проблемы в рамках прошедшего форума станут основой общей стратегии взаимодействия и диалога бизнес-сообщества и власти. 

Есть ли у вас план?

Сейчас конкретно и по пунктам. Мы получили такое видение? Мы увидели конкретную стратегию, в которой каждое предприятие могло бы увидеть свое место? Федеральная власть определила национальные цели. Предприниматели спрашивают меня: покажите рельсы, на которые мы могли бы встать, чтобы развивать наш бизнес в регионе.

Есть еще один вопрос, который я задавал уже себе в ходе всего форума. С каким именно бизнесом пытается разговаривать власть? Бизнес неоднороден. Он отличается и по месту работы (территории базирования), и по рынкам, на которых он действует. На мероприятиях, которые прошли в рамках «Предпринимательства на Вятке – 2019», такой сегментации не было. Бизнес ждет не абстрактных заявлений, а конкретных предложений для отраслей. Хорошо, что на круглых столах было много молодежи, начинающих предпринимателей, которые будут определять лицо кировского бизнеса в будущем.

HoReCa — избыток при недостатке

Впрочем, во время форума были и сессии, где лично мне удалось услышать нужные вопросы, проблематику от непосредственных участников рынка. Вопросы касались сегмента общественного питания и шире, HoReCa*, например, индустрии гостеприимства. Пищевая сфера имеет достаточно низкий порог входа, очень чувствительна к покупательной способности, имеет важное социально-культурное значение. 

Сейчас сегмент HoReCa переживает не лучшие времена. Падение среднего чека, сокращение количества посетителей. Другие проблемы, вызванные снижением реальных доходов.
И при этом мы видим, что город испытывает дефицит площадей. Прогуляйтесь по набережной. Там много мест, куда можно зайти, отдохнуть, перекусить, послушать музыку? Их почти нет. Так построены действующие нормы зонирования. Администрация города тоже увидела эту проблему. Значит, мы попали в точку, когда организовали эти отраслевые площадки, подняв вопросы, которые требуют системного осмысления и решения.

Поддержка или развитие

У промышленников другие, но такие же специфические вопросы. На итоговой сессии выступила собственница бизнеса, которая специализируется на глубокой лесопереработке. Данный предприниматель делает качественную и востребованную продукцию, которая в том числе идет на экспорт. 

У предприятия недостаточно залоговой массы, чтобы получить банковские кредиты на обновление оборудования. Условия  поддержки предпринимательства в регионе таковы, что чтобы получить необходимую сумму займа, требуется несопоставимая залоговая гарантия.

Какой ответ получила предпринимательница на вопрос, который был задан в присутствии губернатора? Фактически — давайте разбираться в частном порядке. Но это не частная, а системная проблема. Таких малых предприятий, которые не могут расти, очень много. Проектов, которые так и не были реализованы — еще больше. 

Получается, государственные структуры поддержки предпринимательства пока не готовы взять на себя ответственность за развитие малого производственного бизнеса.
 

Под надзором

Еще одна тема, которую обнажил форум, — проблемы с информированностью бизнес-сообщества. Для этого требуется развитие каналов общения. Нужен не один изолированный форум, нужна целая цепочка точно ориентированных форумов. 

Самый наглядный пример. Я сам был когда-то начинающим предпринимателем и только начав свое дело, понял, какое огромное количество вопросов касаются сертификации, паспортизации рабочих мест, обеспечению требований пожарной безопасности, оформлению массы организационных документов и внутренних инструкций.

И опять мы возвращаемся к необходимости конкретики в отношениях с предпринимательским сообществом. В каждой отрасли свои риски и свои контрольные требования. Рассказывать владельцу ресторана о требованиях к безопасности на деревообрабатывающем производстве непродуктивно.

А вопрос по взаимодействию с контрольно-надзорными органами — самый актуальный из тех, что ставят передо мной как бизнес-омбудсменом. Тема актуальная, но для обсуждения и анализа существующих проблем в надзорной деятельности необходимо дождаться изменений федерального законодательства. Понятно, что просто отменить все правила и стандарты нельзя. Пока есть понимание того, что контролирующим органам придется доказывать бизнес-сообществу необходимость каждого конкретного правила. В 2018 году сумма штрафов со стороны МЧС выросла более чем на 250%. Другие надзорные органы хотя и не перешагнули планку двукратного роста, но явно не собираются уступать. Россельхознадзор — +58%, Росрыболовство — +55%. Снизили финансовое давление только таможенники и Ростехнадзор. Правда, таможенная служба сохраняет позиции среди лидеров в абсолютном выражении — 14,8 млн рублей за год. Да, сейчас идет реформирование этой системы, об этом упоминалось и на форуме. Но там такой пласт работ, что потребуется еще несколько лет для того, чтобы ситуация начала меняться. Как бы вы ни относились к проверкам, это внешняя для бизнеса среда, к которой нужно адаптироваться. А значит, как минимум, закладывать в бизнес-планы и финансовые модели расходы на выполнение регуляторных требований.  

*HoReCa — широко употребимое в мировой практике сокращенное наименование отрасли, которая включает отели и сферу общепита.

Предпринимательство на Вятке – 2019
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: