Кризис молочной переработки: область превращается в сырьевой придаток транснациональных компаний
После публикации Центром изучения молочного рынке интерактивного доклада о состоянии молочного рынка «Навигатор» разбирался с ситуацией в молочной промышленности региона. На фоне увеличения выпуска сырого молока сельхозпроизводителями, молочные предприятия уже несколько лет сокращают объемы переработки. По самым скромным нашим подсчетам только бюджеты Кировской области теряют более 200 млн рублей ежегодно. Что делать в этой ситуации?
Традиционно считалось, что за пределы Кировской области вывозится около трети производимого хозяйствами региона сырого молока. Но данные отраслевого аналитического центра опровергают этот стереотип.
Уже можно говорить о том, что на фоне роста производства сырого молока, объемы его переработки внутри региона падают на протяжении последних нескольких лет. И сейчас молочная промышленность региона перерабатывает всего около половины надоенного фермерами и сельхозорганизациями молока.
Растем или падаем?
Росстат не собирает информацию об объемах переработанного сырого молока. Поэтому возник вопрос о методике, которая позволила федеральному Центру изучения молочного рынке (ЦИМР) прийти к заключению о том, что переработка сырого молока сократилась с 341,3 тыс. тонн в год в 2013-м до 259 тыс. тонн в 2016 году.
– Часть данных мы получаем, обращаясь в органы власти субъектов федерации. Нам предоставляют информацию Алтайский край, Республика Татарстан, некоторые другие регионы. У вас министерство сельского хозяйства не столь… скажем, не готов сотрудничать в той же степени, что и ваши соседи,— рассказала аналитик ЦИМР Екатерина Захарова и пояснила: — Поэтому в Кировской области мы сами оцениваем объем переработки, опираясь на показатели объема вывоза сырого молока и производства готовой продукции. Плюс, у нас есть карта перерабатывающих производств. На основе данных с предприятий мы можем корректировать информацию. Поэтому результаты по Кировской области действительно округленные. Они — результат нашей самостоятельной оценки.
Впрочем, основанные на данных Росстата показатели производителей молочной продукции подтверждают эти оценки. Из года в год выпуск молочной продукции в области только сокращается. Если средние предприятия заявляют о сохранении или росте объемов переработки, то лидер отрасли, Кировский молочный комбинат, признает, что вынужден снижать закупки молока у сторонних сельхозтоваропроизводителей.
– Объемы переработки в области уменьшаются на фоне увеличения вывоза продукции. В 2013 году наш комбинат переработал 144 тыс. тонн. Могли бы и больше. Но в тот период на рынке был дефицит сырого молока и спрос на готовую продукцию опережал предложение. В Кировской области официально проводилась политика стимулирования вывоза сырья за пределы региона, которая продолжилась и в дальнейшем. В 2016 году мы переработали уже 132,8 тыс. тонн. За 8 месяцев текущего года мы закупили 86,9 тыс. тонн. Это меньше, чем в прошлом году на несколько тысяч тонн, — рассказал корреспонденту «Навигатора» генеральный директор "Кировского молочного комбината" Василий Сураев.
Причины упадка молочной промышленности
Руководитель "Котельничского молокозавода" Владимир Журавлев указывает и на другой фактор, влияющий на увеличение вывоза из области сырья.
– Я связываю провал в сфере переработки с политикой поддержки только крупных хозяйств. У них большие объемы и они могут себе позволить вывозить молоко в другие регионы. Там выше цены,— поясняет он.
Но, с точки зрения Василия Сураева, цены не всегда являются решающим фактором. Он ссылается на анализ закупочных, которые комбинат проводил несколько лет назад. Оказалось, что были случаи, когда предприятия отправлявшие сырое молоко из области порой получали более низкие цены, чем их соседи, поставлявшие сырье местным переработчикам.
Межрегиональная конкуренция за качественное сырье дополняется проблемами на внутреннем рынке готовой продукции.
– Снизились объемы производства цельномолочной продукции. Это связано с падением спроса, связанного со снижением покупательной способности населения. За этот период произошло перераспределение потребительского рынка. Федеральные сети значительное количество молочной продукции привозят из других регионов,— отмечает руководитель предприятия-лидера отрасли Василий Сураев.
Представители средних перерабатывающих предприятий выделяют второй фактор.
– Для увеличения переработки нужно найти рынок сбыта. А сегодня ситуация такая, что все толкаются на одном пятачке,— говорит в частности Владимир Журавлев.
Переступить границы
– Кировские переработчики могут расширять свое производство только в одном направлении — за границы области. Если мы пойдем туда либо совместно, либо по одному, это станет основной для роста переработки молока. Если сесть в одну лодку, то мы сможем играть на большие суммы, сможем выйти на федеральный уровень,— считает коммерческий директор "Богородского молочного завода" Олег Обухов.
Правда перспектива совместных действий местных производителей достаточно туманна. На возможные проблемы указывает Василий Сураев:
– Все предприятия очень сильно отличаются и по собственникам, и по возможностям. Практически невозможно договориться. Это тоже самое, что на базе Оки, Mercedes, Porsche и Нивы создать один общий автомобиль,— образно замечает он.
При этом все опрошенные нами эксперты отрасли согласны с тем, что выход из ситуации, которая характеризуется спадом переработки возможен только в случае активной позиции областных властей.
– Всем молочникам нужно выходить за пределы области на внешние рынки и рынки других регионов. Нужно выходить на Дальний Восток, в Сибирь. Но туда нужен другой продукт. И чтобы этого достичь, необходима общая стратегия, инициированная государством,— считает Владимир Журавлев.
Федеральные эксперты предлагают уже работающее в других регионах варианты.
– Сейчас есть примеры кластерного развития такой отрасли, как сыроделие. Сырный кластер создается в Московской области. Мощный молочный кластер в Воронежской области,— рассказывает аналитик ЦИМР Екатерина Захаров и разъясняет:— В этом случае идет процесс объединения интересов разных игроков: поставщиков, переработчиков, инвесторов, государства. В Воронежской области удалось привлечь очень хороших инвесторов, поэтому кластер успешно развивается. В Московской области пока сложно давать оценку, проект пока только запускается. Но в целом идея очень неплохая.
Что ждет правительство
Но у государственных органов пока другие планы. Так в распоряжении редакции имеется официальный ответ правительства, в котором говорится о том, что решение проблемы упадка молочной промышленности там видят в строительстве сторонней компанией крупного завода мощностью 300–500 тонн в сутки. То есть производства сравнимого по мощности с Кировским молочным комбинатом.
Впрочем прихода крупного внешнего инвестора безрезультатно ждали и при прошлой администрации. При этом, эксперты указывают на то, что уже работающие предприятия региона могут серьезно расширить производство только за счет дозагрузки уже имеющихся мощностей.
Об этом же свидетельствуют и официальные данные Кировстата.
– Чтобы улучшить ситуацию с переработкой молока, в области должна быть создана программа совместных действий. Но когда руководство отраслевого министерства продвигает среди производителей сырья сотрудничество с «Вимм-Билль-Данн» (подразделение компанией PepsiCo), у меня нет слов...— эмоционально заключает Василий Сураев.
Комментарии экспертов:
Екатерина Захарова, аналитик Центра изучения молочного рынка (г. Москва)
- Кировская область — это регион экспортер. У нас есть условный показатель дефицита перерабатывающих мощностей. Он в Кировской области растет год из года.
Для самого региона было бы неплохо, если бы молоко перерабатывали внутри. Тем более, когда речь идет о регионе с настолько мощной сырьевой базой, как Кировская область. Хорошо, если с ее ростом в регионе развиваются уже действующие перерабатывающие мощности или создаются новые заводы. Необязательно большие, а также средние и малые предприятия, занятые в переработке молока.
С точки зрения национального рынка в целом, дефицит переработки — это нейтральный показатель. Он зависит от конъюнктуры. Сейчас на рынке достаточно хорошая цена на сырое молоко. Но так будет не всегда. Поэтому решение вопросов собственной перерабатывающей базы — это важно и для предприятий-производителей.
Олег Обухов, коммерческий директор "Богородского молочного завода"
- Падение переработки в области вызвано только одним. Местные игроки конкурируют друг с другом. Все так и остались на своей территории, а потребительская корзина стала меньше.
Кировские переработчики могут расширять свое производство только в одном направлении — за границы области. Если мы пойдем туда либо совместно, либо по одному, это станет основной для роста переработки молока.
Но предприятия-переработчики «встали на ручник». Мы не видим от правительства сигнала о том, что оно нацелено на расширение переработки молока. Да, есть посыл на развитие лесной отрасли. Есть посыл на рост производства сырого молока. Но мы, переработчики молока, пока не понимаем, нужны мы здесь в Кировской области или нет.
Если бы мы с коллегами и правительством собрались за круглым столом для поиска решения вопроса о том, как сделать так, чтобы из области вывозилась именно готовая молочная продукция, можно было бы найти решение вопроса.
Владимир Журавлев, генеральный директор "Котельничского молочного завода"
- Сегодня все хозяйства наращивают стадо. Через год сырого молока у нас будет еще больше. Но мы не используем этот потенциал. Мы развиваем другие регионы, поддерживая их переработку.
Решение проблемы должно идти под эгидой регионального министерства сельского хозяйства. Нужно принимать программу, которая бы была рассчитана на рост производства молокоемкой продукции длительного хранения. Таких продуктов два — это сухое молоко и сыры. Но нужна стратегия развития переработки. И выгоду от этого получит в первую очередь областной бюджет.
Отрасль может развиваться и на базе уже действующих предприятий. Но нужна плановость, координация. Особенно это касается экспорта сухого молока, когда требуются очень крупные партии продукции от 500 тонн. И желательно, чтобы не одно предприятие накапливало такой объем, а партия собиралась с нескольких переработчиков. Один колхоз или молокозавод никогда не выйдет на экспортный рынок.
Комментарии:
Добавить комментарий