Н. Бондарчук: «Бюджет одного «Хоббита» равен годовому бюджету киноиндустрии РФ»
В минувший четверг на перрон кировского вокзала прибыл кинопоезд ВГИК-95. Эта акция запланирована к юбилею Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова. Поезд за 25 дней побывает в 15 городах.
В Кирове у ВГИКовцев была очень насыщенная программа и всего несколько часов. Тем не менее, «Навигатору» удалось побеседовать с известной актрисой, кинорежиссером, сценаристом Натальей Бондарчук о судьбе российской киноиндустрии. Любой, кто смотрел «Солярис» Тарковского, прекрасно помнит ее звездную роль Хари.
Вы несколько раз играли Марию Волконскую. Ее образ не стал судьбоносным?
- Это мой любимейший образ с самого детства. В 11 лет моя тетушка Инна Макарова подарили мне книжку «Записки Марии Волконской». Я ее прочла сразу же. Хотя, мой репертуар в то время мог быть ближе к «Незнайке». И этот образ с детства вошел в мою жизнь. Мама и бабушка рассказали, кто такие декабристы, поэтому я была подготовлена к роли Марии Волконской. Я получила эту роль после «Соляриса». И это означало продолжить восхождение в духовном плане.
Мы снимали этот фильм долго. Мария Волконская, действительно, судьбоносная для меня роль. В чем сходство? Моя жизнь тоже вся на сопротивлении: Мария Николаевна была слаба здоровьем, но она проделала 2000 верст пути, чтобы встретиться со своим мужем в Иркутске. Она воспитывалась на юге и очень любила растительность. А ссылка - это холод, Сибирь. И она, вопреки холоду, начинает выращивать лимоны и цитрусовые и создает зимний сад.
Она очень любила культуру и искусство. Однажды она со своей дочерью пришла в театр, когда семья уже жила на поселении. И ее выгнали из театра, потому что она была женой каторжника.
Тогда она создает свой собственный салон, куда съезжаются самые лучшие артисты и музыканты, которые бывают в Иркутске. И когда приехала очередная знаменитость, пианистка, то все смотрели не на нее, а обернулись на Марию Николаевну и ей аплодировали. Она подняла культуру в Сибири.
Сейчас не то время, чтобы снимать биографический фильмы о великих людях. Но я единственная в стране, кто снял фильмы «Пушкин. Последняя дуэль» с Сережей Безруковым, десятисерийный фильм о Марии Волконской и фильм «Гоголь. Ближайший». То есть биографии знаменитых людей России XIX века, которые волнуют и интересуют больше всего.
Расскажите о своих родителях
- Родители очень рано расстались. Папа был со мной в самом начале, и в первые годы жизни он со мной не расставался: учил меня рисовать моей ручкой, мы путешествовали с ним в разные страны. Все мои детские фотографии были лично им разрисованы, были портреты, которые он написал. Но в 8 лет мы расстались. Потом мы встретились, когда я была уже взрослая. Он понял, что я актриса, когда пришел на фильм «Красное и черное» с моим участием. Но большее влияние из семьи все же оказала бабушка, сибирская писательница Анна Ивановна Герман, она меня воспитывала. Мама воспитывала меня своим примером, потому что эта героическая личность Любки Шевцовой на меня повлияла: я отчаянно дралась с мальчишками.
Можно ли сказать, что российская киноиндустрия выбралась из кризиса?
- Нет. Она так и не выбралась из кризиса. Выбралось из кризиса наше телевидение. Если мы вспомним, сколько процентов занимало американское кино на телевидении, и какой процент сейчас - это небо и земля.
Я очень люблю серьезный американский кинематограф, например фильмы «Аватар», «Хоббит» - это прекрасные картины. Но есть среднего уровня картины, засилие которых мы сейчас видим и наблюдаем. Понимаете, покупается же целый пакет фильмов. И кинотеатрам это очень выгодно. Купил американское кино - и зачем нам русское? Оно не конкурентоспособно, потому что на один фильм «Хоббит» или «Аватар» потратили столько денег, сколько выделяется в год на весь наш русский кинематограф. Один их фильм - и весь наш кинематограф.
Это значит, что мы не можем позволить себе графику ту, которая нужна, не можем позволить себе спецэффектов. Снимаем в основном «на коленке», на очень бедный бюджет. Все фильмы, которые в какой-то степени выдержали прокат, начинаются от 7-10 миллионов долларов. Я пошла немного другим путем, начала свой проект «Снежная королева», надеясь на помощь государства. На мою просьбу выделить 80 миллионов рублей, мне выделили 5,3 миллиона рублей. 20 миллионов в долг дал «Союз кинематографистов». Я все сняла и озвучила фильм. Теперь мне нужно его сведение. Но сведение - это дорогой процесс. И поэтому я сейчас бьюсь за то, чтобы получилось качественное кино.
По вашему мнению, без господдержки российское кино не выживет?
- Пока не будет связки производства картины с госпрокатом, у нас не будет отечественного кино. Его забьют. Говорят, что если будет лимитирован американский кинематограф, то нечем будет заполнять кинотеатры, потому что производство у нас сейчас очень маленькое в сравнении с советским периодом. Но ведь есть великие советские фильмы, которые не идут сейчас нигде, а их хотят видеть, судя по телевидению.
Есть фильмы, которые вообще не дошли до зрителя. Понятно, что кинотеатрам это не выгодно. Но это будет выгодно стране, людям, которые хотят, чтобы их дети воспитывались на отечественном кинематографе, а не на зарубежном.
Почему российские мастера кино не очень востребованы?
- Раскрутить можно даже собачку, если есть деньги. Наши фильмы не имеют рекламы. Рекламная кампания иногда стоит больше, чем сам фильм. Вот в этом как раз и беда.
Какое впечатление у вас от путешествия по стране?
- Позитивное. Мы приехали в Самару, а там в администрации висят портреты всех наших царей. И я, когда проходила мимо портретов, сказала про себя: «С возвращением, господа». Потому что это связь времен, которая соединяет сейчас поколения.
Но я также не хочу сейчас пропускать советские времена. Понимаете, мне все дорого. И нам в нашей истории дорого все: и революция, и победа в Великой Отечественной войне. Я горжусь этой историей. Любой. В каждой эпохе были свои минусы: у царизма были свои ошибки по отношению к народу, у большевиков свои. Но мы сейчас с вами в доме, который имеет отношение к Салтыкову-Щедрину (интервью проходило в доме Витберга - прим. авт.). Щедрин писал: «Я люблю Россию до боли душевной. И желал бы видеть свое отечество счастливым». Эта фраза звучит в моем фильме «Пошехонская старина» - это мой диплом. А читал текст к фильму мой отец - Сергей Федорович Бондарчук. Я с ним тогда работала как режиссер с актером.
Какие фильмы вы считаете стоящими в российском кино?
- Я очень люблю Никиту Сергеевича Михалкова, как бы кто его ни ругал. Я считаю, что это зависть к успешному человеку. Он, действительно. успешен в кинематографе и очень талантлив. Фильм «12» - это вообще шедевр. До этого был фильм «Механическое пианино». Я вообще все фильмы его люблю. Но особенно я поздравила его с «Цитаделью», потому что этот фильм не совсем даже о войне. Этот фильм о промысле божьем, как зло наказуется злом. Но все ли восприняли фильм так, как он это задумал, это уже вопрос.
Сейчас, благодаря американскому кинематографу, молодежь махнула совсем в другую строну, им это уже не важно и не интересно. А привлечь снова молодежь будет очень сложно, если вообще возможно. Но есть и другая молодежь: самое лучшее явление в российской истории - это волонтеры. Если вы обратили внимание, волонтеры самоорганизовались. Они ищут потерянных детей, спасают животных, спасают людей от наводнения. Они везде. И это не просто желание выделиться. Это желание улучшить мир. Если это желание будет, то будут и фильмы об этом. И молодежи будет это интересно.
Какой вы видите Россию в течение ближайших десяти лет?
- Я сейчас снимаю документальный фильм о событиях на Украине. Считаю, что если мы поднимем Новороссию, и все перестроится, то это будет Россия без олигархов. Это не будет Россия, которая идет капиталистическим путем развития, а скорее это будет община, нечто среднее между тем, что происходит в Дании, Норвегии. Первое, что нужно сохранить - это, конечно, свободу вероисповедания. Свободу выбора, свободу слова, свободу торговли. Но это не должно быть монополией.
Я изучала марксизм-ленинизм, хотя никогда не была коммунисткой, и я знаю, что такое капитал в его искаженном развитии, когда прибыль заставляет людей убивать. И мы это видим на примере Америки: эта страна сейчас ведет себя как полный хозяин мира. который устроил эту оранжевую революцию. Я бы даже назвала ее кровавой революцией на Украине. Кто-то даже сказал, что американцы будут сражаться с Россией до последнего украинца.
Я была в Новошахтинске в тот момент, когда туда швыряли бомбы. Постояла уже на нашей территории. Говорила с беженцами, которые буквально вырвались из-под этих бомб. Причем, я не верила своим ушам. Они рассказали, что их бомбили сверху, с самолетов, и видели, что это не ополченцы, а женщины и дети. И их просто уничтожали. Я согласна с Кареном Геогиевичем Шахназаровым, у которого я взяла интервью на Мосфильме. Мы сошлись во мнении, что там махновщина. Сейчас там сражается много армий, и одна хлеще другой. И это уже настоящий бандитизм - «Свадьба в Малиновке».
Там также, как в Югославии выбирают органы у людей, творят жуткое беззаконие. У меня есть кадры с ополченцем, который вырвался из Красного Лимана (а мы с его сестрой думали, что он погиб). Он рассказывает, что они раненых оставили в больнице. И этих раненых сожгли вместе со стариками и больными, которые там лежали: не стали разбираться, кто есть кто. И при этом я понимаю, что не вся Украина - это «бандеровцы». К нам в Крым на фестиваль «Золотой витязь» приехал из Киева актер Алеша Колесник. Он не побоялся дать мне интервью. И у меня на сердце стало легче, потому что он сказал: «Таких, как я, разделяющих мое мнение, в Киеве очень много. Просто они пока молчат».
Насколько наше кино конкурентоспособно, и показывают ли наши фильмы за границей?
- Нет. Оно неконкурентоспособно. Более того, оно никогда таким не было. Наши фильмы бывают только на зарубежных фестивалях. И только два фильма выбрались за пределы - это «Солярис» и «Война и мир». Есть отличные фильмы у Михалкова, Кусковского, но это очень скромно. Почему? Да потому что нужно потеснить рынок и создать некий шедевр, который как «Солярис» или «Война и мир» пробили бы эту брешь. Такого фильма и такого явления пока нет.
Один из этих фильмов создавал ваш отец. Во втором снимались вы. Играет ли сила личности какую-то роль в создании кино?
- Сила личности играет роль во всем. Что такое вообще режиссура? Это, прежде всего, мировоззрение. Если ты интересен свои мировоззрением, если у тебя есть, что сказать людям, то тогда нужно снимать фильм. А если тебе нечего сказать людям, то у тебя получится «Любовь-морковь» и «Роковые яйца».
Насколько серьезна для российского кинематографа проблема пиратства?
- Серьезна. Очень серьезна. Меня обманули с фильмом «Пушкин. Последняя дуэль». Одна фирма выпустила под своим лейблом пиратские копии, а я ничего не смогла сделать. Причем, выпустили под Новый год, разрекламировав фильм, как хит сезона. А мне ничего не досталось от продажи.
Комментарии:
Добавить комментарий