Волшебник из страны знаний: как Артем Соловейчик перевернул издательский бизнес в России

Артем Соловейчик - сын легенды, известного российского журналиста, писателя и теоретика педагогики - Симона Соловейчика. Сейчас Артем Симонович главред и гендиректор издательской империи «Первое сентября», созданной его отцом. Хотя еще в юности он дал себе зарок, что никогда не свяжет свою профессиональную деятельность с журналистикой. Но, как говорится «никогда не говори никогда». Под его руководством издательство удачно вписалось в рынок, а газета для учителей стала коммерчески успешным проектом.

На минувшей неделе Артем Соловейчик приехал в Киров, чтобы подвести первые итоги участия Кировской области в проекте «Школа Цифрового века». Чтобы кировские учителя получили неограниченный доступ к электронным журналам его издательства, региональные власти заплатили оргвзнос 3,6 млн рублей. Впрочем, также поступили все регионы России.  

«Наследный принц»

У Артема Соловейчика очень любопытная биография, в его судьбе  немало интересных и неожиданных поворотов. Он вырос в семье журналистов. В их дом были вхожи известные журналисты и писатели. Но он никогда не хотел пойти по стопам родителей.

- В силу юношеского максимализма, я как-то сказал отцу очень обидную фразу: «Из двух ипостасей: быть интересным человеком, о котором пишут, или быть человеком, который пишет об интересных людях - я выбираю первое». Сейчас я понял, что человек пишущий, создающий, додумывающий, двигает реальность дальше. Человек, просто существующий, ее абсорбирует. Это неплохо, но это не движение, - рассказывает Артем Симонович.

С детства он занимался парусным спортом. Из-за тяги к спорту, плохо учился, зато тренировался каждый день и выступал за сборную СССР.

- Когда началась перестройка, у отца появилась возможность сделать свою педагогическую газету «Первое сентября». И он подумал, что она должна выглядеть как New York Times, то есть в ней предполагалось общее издание-газета и приложения для учителей-предметников с подробным методическим материалом. К тому же газета должна была стать очень толстой, - вспоминает Артем Симонович. - Инвесторы  сказали, что идея замечательная, но у нас нет настолько больших почтовых ящиков, куда можно положить газету такого объема, ее нельзя бросить и во дворе в целлофановом пакете.

Когда Соловейчик-старший создавал газету, младший был в Америке, участвовал в русско-американском морском путешествии под парусами, и работал в Йельском университете. Однажды отец попросил его стать редактором всех приложений «Первого сентября». Он согласился, переделал весь менеджмент и идеологию изданий. Изначально газета была дорогой, а приложения – дешевыми. Он сделал наоборот. Это был переворот в бизнесе. Приложения стали невероятно популярными, потому что избавляли учителя от необходимости каждый раз готовиться к уроку.

После смерти отца в 1996 году Артем Соловейчик встал во главе Издательского дома «Первое сентября».

В одном из интервью Вы рассказывали, что одно время тираж приложений рос, а тираж газеты «Первое сентября» падал. Что происходит с газетой сейчас? Окупает ли она сама себя?

- Наступила новая эра, чем более узкоспециализировано издание – тем более оно востребовано. Газета должна помогать педагогам чувствовать свою профессию не только как ремесло, но и как искусство, как творчество. В принципе если бы мы не окупались, то мы не могли бы существовать. Но мы создали много сонаправленных проектов, которые вкупе дают результат. У нас много подписчиков, так как проекты востребованы педагогами. Это, например известный проект «Открытый урок», где учителя могут публиковать свои конспекты, наработки к урокам. Мы создали крупнейший дистанционный университет для педагогов в стране. В настоящее время у нас учится 15-20 тысяч педагогов в год. И оказалось, что если ты делаешь все то, что действительно нужно педагогу, то в целом это обеспечивает выживание.

«Первое сентября» окрестили в прессе чуть ли не единственным независимым издательством в России. Как удается выживать в таком непростом сегменте без господдержки?

- Да, мы независимые, но мне частенько хочется стать зависимым, чтобы пришел инвестор и дал нам денег на развитие.

За годы работы я обнаружил, что если проект или материалы действительно необходимы учителям, то за них готовы платить. Если они им не нужны, то, сколько ни давай мне денег на развитие  – я  сделаю продукт, а он будет не востребован. Это не значит, что мы подстраиваемся под педагога и даем ему то, что он ожидает. Мы пытаемся его удивить.

Мы молодая компания, хотя нам 20 лет, мы профессионалы, наше производство оптимизировано. Это позволяет нам выживать. Но, конечно, финансово нам очень трудно.

Много ли издательств в России работают в сегменте педагогической переодики?

- В 90-е годы их было очень много, и конкуренция была сильная. Сейчас меньше, многие ушли, так как это стало совсем нерентабельно. Некоторые, как например, небольшие региональные издательства, живут за счет полной господдержки региональных властей.

Как развитие Интернета повлияло на бумажную подписку издательства?

- Общемировой кризис прессы, острая фаза которого пришлась на  2008-2009 годы, на Западе действительно начался из-за мощного развития Интернета. Наш Издательский дом стал рассматривать Интернет как площадку для оперативной доставки издания до педагога. Поэтому материалы в pdf формате мы стали предлагать в Интернете. Это стало очень востребованым.
На сегодняшний день наш сайт вошел в 50 самых посещаемых сайтов, причем не только педагогических. В декабре прошлого года наш сайт посетили 7 млн уникальных пользователей. И я уже не говорю о том, сколько миллионов страниц они открыли. Это наш невероятный успех.
Конечно, я был готов, когда запускал проект «Школа Цифрового века» к тому, что я убью свою бумажную подписку. Было страшно. Но, оказалось, что когда педагоги увидели наши цветные шикарные издания в электронном виде, то кто-то отказался от печатной подписки, а кто-то наоборот захотел получать не только в электронном формате, но и в печатном. В результате с появлением Интернет-версии у нас замедлилось падение бумажного тиража изданий.

Например, с 2009 года тираж падал на 25-30% в год, а сейчас падает на 10% в год. Поэтому широкая экспансия Интернета в нашем случае принесла очень хороший результат. Меня это удивило, но сейчас мы к этому привыкли, и я считаю, что так и должно было быть. Я всегда говорю, что бизнес силен задней мыслью. Сейчас я могу объяснить, почему это благоприятно повлияло на подписку. 

Насколько мне известно, у вас возникали проблемы в работе с «Почтой России»?

- Проблемы очень большие. Я анализировал, каким образом в других странах работает почта. В США вся почтовая пересылка периодики датируется государством. Условно говоря, пересылка номера не может быть больше, например, 30 центов, почтовых накруток практически нет. В России же почтовые расходы могут составлять до 60% конечной стоимости издания. В США есть альтернативные почте компании. В России альтернативы нет. А государственная почта работает неэффективно. Например, наша газета должна поступать в ящики подписчикам в субботу утром. Мы даже стали выпускать издание на день раньше, чтобы на «Почту» она попадала в пятницу утром. Но все равно газету подписчики получают в понедельник. Но это еще хорошо. Бывало, что издание приходило через неделю. Или, например, до подписчиков в Астрахани наша газета доходила быстрее, чем до подписчиков в Москве.

До появления в 1992 году газеты «Первое сентября» на российском рынке были периодические издания для педагогов?

- «Учительская газета», главным редактором которой в 1985 году становится известный публицист и педагог Владимир Федорович Матвеев. На эти годы пришелся расцвет педагогической прессы. В ней он сыграл такую же роль, как Александр Твардовский в журнале «Новый мир». В условиях, казалось бы, полной и прямой зависимости центральной прессы от ЦК КПСС, Матвееву чудом удалось создать всесоюзную газету учителей и родителей, независимую от Академии педагогических наук. Матвеев пригласил работать моего отца в издание. Они создали уникальную газету. Ее тираж составлял 1,5 миллиона. После фактического разгрома матвеевской команды в «Учительской газете» в 1989 году наступает вакуум.

Как «Первое сентября» выстраивает отношения с чиновниками?

- Все чиновники страны знают, что газета «Первое сентября» независимая и повлиять ни на одну публикацию в ней невозможно. Во главу угла мы ставим интересы ребенка, учителя, администрации школы. Если мы вмешиваемся во что-то, то стараемся это делать очень аналитично, содержательно. Нас очень уважают и администрация, и педагоги, и если мы берем интервью у министра, зам.министра, то они счастливы. И гордятся  тем, что «Первое сентября» позволило им выступить на страницах издания. Мы жестоко воюем с чиновниками, которые  пытаются ограничивать школьные свободы. У учителя должна быть опора, он должен знать, что есть кто-то, кто понимает, что его заставляют делать очередную глупость. Когда мы критикуем проект, мы показываем не его коррупционность, а неадекватность для учеников. Например, про то, как все будет с ЕГЭ, мы писали еще в 2001 году. Когда перечитываешь статью, то «мурашки по коже» от того, что все сбылось. Сейчас, когда чиновники читают нашу статью, то спрашивают: «Почему вы не показали ее в 2001 году?». А мы показывали...

Сейчас многие предрекают конец печатной прессы в связи с развитием Интернета. Какое у вас видение этого вопроса?

- У меня странное к этому отношение. Я бы думал также, если бы у меня не было проекта «Школа цифрового века» и огромного количества учителей по стране, которые являются подписчиками наших электронных изданий. Для меня размылась граница между электронным и печатным форматами. С точки зрения журналистского процесса — тоже ничего не меняется.  Я люблю бумажные книги. А те, от которых я могу избавиться, будут у меня в планшете.

Как ни странно, но, я думаю, что пресса, которую можно взять в трамвае, в метро, тоже играет свою роль, и она будет жить. Профессиональная пресса — может быть в меньшем количестве.

У вас есть секрет успешного ведения бизнеса?

- Я его не знаю, я могу только догадываться. В каждом бизнесе есть свои тактические и стратегические задачи. И часто, когда жизнь становится трудной, тактика начинает преобладать над стратегией. Наше везение в том, что у нас ни разу так не было. Ну а во-вторых, запуск проектов не должен стоить ничего, так как у меня нет возможности потерять деньги на запуске. 


 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: