Чудо в Стрижах: как чепецкие менеджеры вытащили «Силикат» из банкротства

Как известно еще со времен коммунизма, кирпич — орудие пролетариата. Видимо руководствуясь, в том числе и этим заветом, еще во времена СССР по всей стране строились десятки силикатных заводов, один из которых был возведен и у нас в Кировской области.

Строительство завода началось в 40-ых годов. Слава о высоком качестве стрижевского кирпича ходила без преувеличения по всей стране. Однако годы шли, менялись технологии строительства, кое-где общественные и политические уклады, но на стрижевском заводе сохранялось главное — стабильность. Кирпич советские строители брали, хотя его качество из-за естественного устаревания оборудования постепенно снижалось. О модернизации производства заговорили еще 80-ых годах прошлого века. Тогда кое-что поменяли, кое-что подлатали — на том и разошлись. С таким багажом и перешли в 90-ые. В эти годы «Силикат» - как это и положено крупному советскому предприятию приватизировали, а затем акционировали. За непростые 90-ые годы завод окреп и стал с горем-пополам развиваться в новых рыночных условиях. И вроде бы все у завода шло неплохо. Трудяги безропотно работали, директора получали прибыль, на горизонте мерещились грандиозные планы...А для их реализации собственникам не хватало самой малости: нескольких сотен миллионов рублей. Однако нашлись кредиторы, которые с огромным радушием предоставили им эти деньги.  Но потратили их,  видимо, на совсем иные цели, ибо никакой модернизации и расширения производственных мощностей «Силиката» не произошло. Даже наоборот. Градообразующее предприятие поселка обанкротилось, а потом и вовсе закрылось.

Кредиторы начали ломать голову над вечным русским вопросом: что делать. Основным из них был Сбербанк, который и инициировал процедуру внешнего управления на заводе. Внешний управляющий в достаточно короткие сроки попытался разыскать людей, которые решились бы восстанавливать, казалось, уже погибшее производство. И такие люди нашлись. Ими оказались местные предприниматели, которые, кстати, ранее трудились на «Силикате». Именно они и тащили дышащий на ладан завод в первое время. Причем делали это достаточно неплохо. Запустили пять автоклав из 12 имеющихся, наладили стабильный сбыт кирпича. Однако несмотря на некоторые успехи, завод на мощностях, оставшихся ему в наследство от СССР, долго продержаться на плаву не смог бы. Это, по всей видимости, понимали и кредиторы. Они искали по-настоящему крупных инвесторов, которые не побоялись бы вложить в «Силикат» серьезные деньги, чтобы вытащить его из трясины. Буквально год назад такой инвестор нашелся в лице чепецкой группы компаний «Силворлд».

Производить нельзя закрыть

-В начале производство было взято нашей организацией в аренду. На сегодняшний день, порядка 70 % производственного комплекса уже принадлежит нам. В самое ближайшее время завершиться процедура оформления, и единственным собственником комплекса по производству силикатного кирпича станет ГК «Силворд», - начинает свой рассказ директор ООО «Силворлд-Стрижи» Сергей Штин. - Когда мы задумались о реконструкции силикатного завода в Стрижах, у нас были планы по строительству нового кирпичного завода в Чепецке. С нуля. И мы даже не рассматривали Стрижи. Но потом наши планы поменялись. Это не означает, что мы решили не строить предприятие в Чепецке, просто мы решили заниматься параллельно несколькими проектами. Мы несколько раз приглашали в Стрижи немецких специалистов, и они в один голос утверждали, что это предприятие поднять уже нельзя. Но тем не менее, мы решили попытаться его возродить и модернизировать, чем собственно говоря сейчас и занимаемся.

Между тем, взяли предприятие чепчане в достаточно плачевном состоянии. Огромные долги по заработной плате, старое оборудование.  Завод простаивал без дела 1,5 года, что означало не только потерю клиентуры, но и потерю опытных рабочих кадров. Однако за очень короткий срок предприятие начало буквально возрождаться на глазах.

- В феврале 2012 года, когда мы только пришли на завод оно выпускало в месяц порядка миллиона кирпичей, то уже к июню мы выпускали более 4 миллионов! Причем уже в мае  завод начал работать в три смены, - вспоминает Сергей Штин.

В результате летом на заводе трудилось около 360 человек. Сохранить кирпичный завод в Стрижах помогло и то, что предприятию удалось восстановить гидроналив. Если бы этого не случилось, закончился бы намывной песок, необходимый для производства кирпича, и уже в сентябре завод можно было бы просто закрывать навсегда. Сейчас  в Стрижах намывного песка хоть отбавляй.

-Теперь даже случись что с гидроналивом, мы спокойно сможем проработать несколько лет. У нас двухгодовой запас намытого песка, - не без гордости говорит Сергей Николаевич.

Однако одним восстановлением гидроналива дело не обошлось. Новые владельцы закупили современные бульдозеры, экскаваторы. Что не получалось приобрести, брали в аренду. Серьезные изменения произошли и в управлении предприятием.

Мотивация - демотивация

-Когда мы взяли завод, здесь работало порядка 160 рабочих. Могу сказать, что все эти люди хорошо знают свое дело, очень любят и уважают свой завод. Но, скорее всего, люди работали тогда по привычке, а на одном патриотизме далеко не уедешь. Первое, что мы сделали вопреки всем экономическим теориям — увеличили персонал. Второе — увеличили фонд оплаты труда. Если раньше средняя зарплата составляла 11 тысяч рублей, то сейчас она поднялась до 16 тысяч, - говорит Сергей Штин.

Правда при этом достаточно серьезно изменилась и система организации труда и мотивация работников. Сейчас зарплата всех сотрудников завода состоит из оклада, премии и нарядов.

-Оклад должен быть у каждого сотрудника. Людям нужна какая-то стабильность. Может быть ты заболел, еще что-то случилось — нужно, чтобы работник чувствовал уверенность в завтрашнем дне. А вот все остальное должно уже зависеть непосредственно от его усилий, умений и желания работать. У нас есть правило: после какого-либо нововведения три месяца мы ничего не меняем — что бы ни происходило, три месяца мы оставляем все, как есть, а дальше смотрим, приживется это или нет. Например, с первого марта мы переходим на почасовую оплату труда. Что касается премий, то их у нас определяет не самый главный начальник, а непосредственный руководитель рабочей группы, например, завцехом по определенным параметрам самостоятельно решает, кому и какая премия будет выписана. Показатели, за что премировать, при этом могут быть самые разные - в зависимости от занимаемой должности — как вариант, за содержание в порядке рабочего места, или за сложность работы, - объясняет Сергей Штин.

Кроме того, существуют премии и за так называемый финансовый результат. Например, технологи уменьшили содержание извести в кирпичах на три процента — им выдается премия.

-Они реально сэкономили деньги для предприятия, потому  и получают премию. У нас вообще так заведено, что весь фонд заработной платы мы стараемся распределять только между сотрудниками предприятия, не привлекая людей из сторонних организаций. Отсюда и  система нарядов. Допустим, нужно срочно очистить помещение под новое оборудование. Для этого можно нанять кого-то со стороны, или предложить эту работу Иван Иванычу, который закончил смену, но не прочь дополнительно подзаработать. Мы так и делаем. У нас теперь за эти наряды даже соревнуются.

Практически удалось новому руководству победить и, казалось бы, вечную для России проблему воровства.

-Когда мы только начинали, очень часто сталкивались с «несунами». Воровали все, что плохо лежит. Мы поступили очень просто. Объявили о том, что если кто-то найдет, например, бесхозный кусок кабеля, пусть несет не в пункт металлолома, где ему дадут за него одну десятую стоимости, а нам — мы предложим больше. И люди согласились.

Конечно, полностью от «несунов» предприятие не избавило, но таких случаев, как говорит Сергей Штин, стало гораздо меньше. Вместе с тем, правда, и воришки стали действовать по другому. Например, сейчас на заводе расследуется случай о краже целой партии кирпичей. Предприимчивый злоумышленник пытался «прибрать» их с помощью подъемного крана.

Дом из синего кирпича

Зима - не сезон для производства кирпича, и тем не менее ежедневно с конвейера стрижевского завода сходят более 100 000 единиц продукции. Причем если раньше цвет кирпича был либо белым, либо серым, то сейчас это практически все цвета радуги.

-В Кирове скоро закончат строительство дома, который будет полностью построен из синего кирпича. Это первый дом такого цвета в области, - отмечает Сергей Штин.

Существенно сократился и производственный брак. Если год назад он составлял 20 процентов, то теперь только 2, что считается нормой. Произошло это, в том числе благодаря проведенной модернизации предприятия. Старое оборудование оснастили новой электроникой, поставили новые датчики, стали вовремя менять запчасти.

-О том, что мы сделали можно рассказать на таком примере. Допустим, вы купили старый «Запорожец» и решили поставить на него новый двигатель от «Мерседеса». Он, скорее всего, не поедет. О том, что мы сделали в Стрижах, метафорично можно сказать так — установили в «Запорожец» новую панель приборов. Пустячок, а приятно, - поясняет Сергей Штин.

Сумма вложений ГК «Силворлд» в предприятия, выпускающие силикатно-строительные материалы в Кировской области, за три года достигли почти 500 млн рублей. При этом в общей сложности компания планирует вложить в это дело более одного миллиарда рублей!

-Конечно, такая большая сумма будет вложена не за один год. Предприятия будут развиваться, приносить прибыль, и она будет вкладываться в новые проекты, - объясняет Сергей Штин.

К таким вложениям можно, наверное, отнести и заказанный на днях в Германии новый пресс. О его стоимости Сергей Николаевич рассказать не решился — коммерческая тайна. Но то, что эта покупка очень дорогостоящая — это факт.

-Такого пресса не будет ни у кого в области. Его нам доставят уже в июне. Делает его нам та же фирма, что снабжает прессами немецких автогигантов. Уже сегодня мы можем производить до семи миллионов кирпичей в месяц. С новым прессом эта цифра, конечно же, увеличится. Вместе с этим существенно возрастет и качество нашей продукции. А вот цена на кирпич точно меньше не станет. Могу сказать, что «дно» достигнуто, - считает Сергей Штин.

Немало денег в восстановление стрижевского предприятия вкладывает и Сбербанк. Объем его кредитования по проекту уже составил порядка 260 миллионов рублей с учетом  предстоящего частичного финансирования сделки по приобретению немецкого оборудования.

Сергей Штин, исполнительный директор ООО «Силворлд-Стрижи»
- В декабре 2011 года я вошел сюда как технический директор, по просьбе инвесторов. Мне была поставлена задача оценить, можно ли поднять этот завод. Было принято решение сначала реконструировать завод в Стрижах и только потом строить новый в Кирово-Чепецке.

 

 

 

 

 

laquo;несунами

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: