Скорая помощь Фридмана
На минувшей неделе пермский предприниматель Евгений Фридман встретился с водителями скорой помощи в Кирове. В ближайшие дни 158 человек должны определиться, продолжат ли они работать в здравоохранении или будут искать другое место. К этому их вынуждает решение правительства области о переводе транспортного обслуживания скорой помощи на аутсорсинг.
Аукцион на оказание услуг выиграли две компании ООО «Кировмедавтотранс» и ООО «Медицинский транспорт». Обе зарегистрированы в Кирове, но принадлежат пермским бизнесменам.
Новая схема работы вызывает стойкое недоверие у водителей «скорой помощи». По их словам, ничего хорошего от нововведений они не ждут.
- Многие из тех, кто сейчас работает, ждут резкого ухудшения условий труда. Все, у кого есть возможность, уходят. Новые заявления написали только около 90 человек, - рассказывает Владимир, водитель скорой помощи. - Все потому, что в самой Перми были инциденты, когда не выплачивали зарплату, когда водители бастовали. Естественно, люди не предвидят ничего хорошего.
Однако у руководство кировской станции «скорой помощи» настроено более оптимистично. Ее главврач Сергей Одношивкин считает, что негатив постепенно сходит на «нет».
- Изначально работники, конечно, резко высказывались по поводу изменений, реакция была почти агрессивная, пока им не объяснили суть нововведений. Но вот в минувший понедельник прошла еще одна встреча с водителями, и на ней они уже задавали вопросы организационного характера — когда будет отпуск, где будут размещаться машины, и так далее. Я думаю, что из наших водителей в новые организации перейдут примерно 60-70%. С Евгением Фридманом сейчас обсуждаются рабочие моменты по переходу, насколько сформирован штат водителей, как это будет происходить. Что касается опасений по выплате зарплаты, то, поскольку проект шагнул в другие регионы, я думаю, средств у них достаточно, они научились работать с водительскими кадрами. Кроме того, все выплаты жестко контролируются прокуратурой.
Компания Евгения Фридмана уже завезла в Киров 19 своих машин. Размещаться они будут там же, на подстанциях, в существующих гаражах. «Виновник» всей этой суматохи, пермский бизнесмен пессимизма кировских водителей не разделяет, но понимает. По его мнению, это естественная реакция «советского» человека на все новое. О сложностях и тонкостях захода на кировский рынок Евгений Фридман рассказал в интервью «Навигатору».
Как прошла ваша встреча с водителями «скорой помощи»?
- Любые изменения в нашей стране, независимо от того, хорошие они или плохие, воспринимаются негативно. Даже если бы мы объявили сегодня, что зарплата водителя будет 50, 100 тыс. руб, реакцией на это было бы напряжение. Хотя должен сказать, что прошедшее совещание водителей и департамента здравоохранения показало, что сильного напряжения уже нет. Разговор прошел откровенный, мы дали понять, что у нас нет задачи кого-то обмануть, напротив, задача — создать современные, более удобные условия работы. От перехода на аутсорсинг выигрывают все участники процесса. Водители получают новые авто, им не придется ремонтировать машины самостоятельно. Они будут просто выполнять свою непосредственную работу, а ремонт будут осуществлять профессионалы, также на аутсорсинге. Кроме того, с нового года «скорая помощь» переходит в систему ОМС (обязательное медицинское страхование). Поэтому за каждый вызов бригада будет отдельно получать доход от ОМС. Если машина не на линии — сломалась, как сейчас часто происходит, - деньги не зарабатываются, и в конечном счете приходится платить меньше врачам, водителям. На каждой подстанции будет резервный транспорт, и в случае поломок, в случае каких-то ДТП, форс-мажоров, автомобиль продолжит оперативно обслуживать население. Объективно все понятно, но ведь у нас в стране еще осталось в сознании советское мировоззрение: государственное учреждение - ничье, частное — чье-то; частник - вор, частник - это обман. Отсюда и идет напряжение. Но наш 5-летний опыт работы в Пермском крае, Башкирии показывает, что в итоге работники привыкают, что можно не уносить с собой канистру бензина, а получать достойную зарплату, которая обеспечит и самого водителя, и его семью. Естественно, водители будут переживать. Но я хочу сказать, что единственный человек, который был непосредственно в Перми и видел все своими глазами, первый написал заявление о приеме на работу.
Сколько, кстати, будет составлять средняя зарплата водителя и как она начисляется?
- Оплата водителя рассчитывается по часам. В одной бригаде - 4 человека, их график — 12 часов. Оклад составляет 60 руб/час плюс около 30% премия, плюс полуторная надбавка за переработки, ночные, вечерние часы. Например, в январе у обычных работников за счет праздников норма выработки 120 часов, а у наших водителей около 170 часов. И за эти 50 часов переработки они будут получать дополнительную оплату. В абсолютных цифрах получается зарплата в районе 18-20 тыс. руб. Вообще, в первую очередь, наша задача - перевести штат водителей на аутсорсинг плавно, чтобы не пострадали ни водители, ни население. Все, кто сегодня пожелают трудоустроиться, будут приняты. Мы нацелены сохранить коллектив, сохранить те бригады, которые были изначально. Пока мы получили около 85-87 заявлений , это включая и старых, и новых водителей (сейчас в скорой помощи 158 водителей, прим. ред.). Думаю, что с понедельника у нас уже будет график работы на январь.
Откуда в Киров будут поставляться машины и как часто планируется обновлять парк?
- За поставку авто будет отвечать нижегородский завод «Промышленные технологии». Обновляться авто будут каждые 5 лет, это также прописано в контракте. Со старых машин мы снимаем все специализированное оборудование и распродаем как фургоны для потребительского пользования в хозяйственных целях. Оборудование остается в «скорой помощи», оно им принадлежит, а носилки, ящики, полочки уходят на склад как резервный фонд. Если вдруг у того предприятия, которое начинало работу в регионе, вдруг не станет возможности сменить автопарк, подключаются другие интересанты. В Перми, например, уже не одно предприятие работает на этом рынке. Это не сказать чтоб сверхприбыльный бизнес, но он стабильный. Для меня как для предпринимателя это важнее, чем иметь сверхприбыль, как, например, в ресторанном бизнесе, когда в праздники прибыль высокая, а в обычные дни не знаешь, откуда деньги брать. У нас все ровно, стабильно, и благодаря этому мы спокойно можем спланировать свою экономику и развитие.
Откуда первоначально появилась идея вывести транспортные услуги для «скорой помощи» на аутсорсинг и как удалось договориться с властями Пермского края провести этот эксперимент?
- Когда власти в Перми начали переход на одноканальную систему финансирования, загрузка медицинских служб увеличилась, врачам пришлось быть не только врачами, но и менеджерами. И на функции, которые они осуществляли сами — стирка, организация транспорта — времени не хватало. Бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов, имея международный опыт деятельности (он работал в спецслужбах в Швейцарии), предложил модель перевода непрофильных функций на аутсорсинг. Я тогда уже несколько лет занимался пассажирскими перевозками, и нас пригласили провести некий консалтинг в транспортной сфере. До этого, по сути, в «скорой помощи» тоже существовал аутсорсинг, но его оказывало муниципальное предприятие, и он был монопольный. И если цель у бизнеса — конкурировать, предоставлять услугу, зарабатывать деньги, то у муниципального предприятия — просто обеспечить услугу. И не заработать при этом, а потратить выделенные государством деньги, обосновать траты, освоить. Чиновники осваивали, но экономики не было, чем больше осваивали — тем больше им давали. При этом парк не обновлялся, самые новые машины «скорой помощи» были 2006-07 годов. Мы начали смотреть, может ли бизнес те деньги, какие сейчас выделяются, взять в кредит, купить машины, нанять персонал, и выплатить зарплату и при этом заработать. Оказалось, может. И с 2007-08 года начался переход больниц и поликлиник на аутсорсинг. Весной 2008 мы начали изучать «скорую помощь». Уговаривать власти не пришлось, это был обоюдный симбиоз. Сейчас открываются салоны, кафе, парикмахерские, и они все «наваливаются» друг на друга, а эта ниша была закрыта государством. Ее открыли, сейчас там 3-4 компании работают. Я подумал — почему бы эту модель не взять за основу для реформирования по всей стране? И мы стали принимать участие в различных семинарах, наш главврач представлял этот проект, кому-то нравилось, кому-то нет. Контролировать транспортную нишу трудно, сейчас есть стереотип: «плохенькое — зато свое». Но вода камень точит, и спустя 3 года с начала поездок к нам обратилась Уфа с предложением выйти на конкурсные процедуры. Обратилось правительство Кировской области. Около 3-х лет назад я уже приезжал и рассказывал об опыте в Перми. Тогда это было преждевременно, но в этом году, видимо, назрело. Нас пригласили, мы поучаствовали, выиграли и, надеюсь, не разочаруем.
Однако проблемы в осуществлении программы в Перми все-таки были. В декабре 2010 года случилась забастовка, 16 водителей не вышли на работу, мотивируя это задержкой зарплаты. Может ли такая ситуация сложиться и в Кировской области?
- Ситуация такая действительно была, сложилась из ряда факторов, были кое-какие просчеты. Но сейчас, спустя 2 года, пермское и уфимское предприятия уверенно стоят на ногах. Соответственно, и у кировского предприятия шансов на подобные неприятные инциденты минимальны. Я уверен на 99,9% в успехе проекта. В Пермском крае сейчас уже очередь на работу водителем, у них полный соцпакет, гарантии, к механизму недоверия нет.
В 2004-05 годах вы занимались пассажирскими перевозками и даже создали в Перми некоммерческое партнерство «Единый союз перевозчиков». Не планируете ли вы сейчас заняться пассажирскими перевозками?
- Сейчас я таких планов не строю. Тогда, в 2004, определенные задачи были выполнены, я себя потренировал, и когда меня попросили уйти в аутсорсинг транспорта здравоохранения, принял решение, что не буду распыляться. Нельзя с равным успехом быть и там, и там. Прибыль медицинских услуг не такая высокая, как в пассажирских перевозках, но достаточно стабильная, для меня это важнее. Что касается Кировской области, то здесь мы пока тоже распыляться не намерены. Сначала надо как можно лучше проявить себя со «скорой помощью», раз возникло столько вопросов и переживаний.
Расскажите, а какие отношения вас связывают с Никитой Белых, губернатором области? Сотрудничали ли вы с ним в Перми?
- Наша с Никитой Юрьевичем близость знакомства ограничивается перепиской в Твиттере. У нас, вопреки стереотипам и слухам, никогда не было никаких взаимоотношений — ни политических, ни по бизнесу. Когда три года назад мы сюда приезжали, нас никто не приглашал. И сейчас никаких отношений, кроме как «заказчик-подрядчик», нет.
Комментарии:
Добавить комментарий