Вымирающий город: предпринимателю Ганжеле дали шанс спасти Яранск
С того дня, как яраничи записали видеообращение к президенту, прошло уже несколько месяцев. 18-го октября Дмитрий Медведев поручил губернатору области разобраться с тем, что же происходит в гибнущем городе. Для этого на минувшей неделе в Яранск приехали представители аппарата полпреда и сам губернатор.
Николай Ганжела не проронил ни слова
В город-призрак Яранск пока не превратился. Старинные дома и церкви выглядят по-прежнему нарядно. Жители снуют по своим делам, а тем временем в доме по улице Кирова, 10, решается судьба города.
В актовом зале здания администрации Владимир Логинов, глава Яранского района, зачитал собравшимся подробный план программы развития района. Начал он, впрочем, с неутешительных цифр, наглядно показывающих, как разорялся город в течение последних пяти лет. За это время в городе развалились буквально все градообразующие предприятия: Яранский мясокомбинат, молокозавод, комбинат хлебопродуктов, спиртоводочный завод и Яранское хлебоприемное предприятие. Все они принадлежали одному человеку — предпринимателю Николаю Ганжеле. В итоге большая часть трудоспособного населения лишилась работы. Деньги в дом приносят только бюджетники и пенсионеры.
Рушится и инфраструктура. Чтобы содержать школы, детсады, больницы район распродал муниципальное имущество на 15,5 миллионов рублей. Число жителей стремительно сокращается: если в 2010 году в районе проживала 31 тысяча человек, то сейчас только 27 тыс. человек. Сухие цифры говорят больше любых слов: район стремительно вымирает.
Антигерой дняВиновником бед города жители города единодушно называют Николая Ганжелу. На встрече губернатора с общественностью тоже звучало его имя.
– Один вопрос к вам есть. Ганжела! Был сегодня или нет? – ребром поставил вопрос Александр Кротов, бывший председатель яранского исполкома. – Он оборудование нам обещал, производство поднять — и что? У нас было 33 промпредприятия, 37 сельскохозяйственных – где они теперь?
– Был. Остался жив, – пошутил Никита Белых. – У меня лично резко негативное отношение к этому персонажу. За 3 года работы в области я встречался с ним раз 5-6, и каждый раз обещания, клятвы, заверения, которые ни во что не реализовались. Сегодня я сказал ему — фиксируем конкретные обязательства, в частности, погашение задолженности по заплате Яранского молочного комбината и Яранского СВЗ до 18-го февраля (причитающуюся им зарплату работники обанкротившихся предприятий не могут получить уже 2 года – прим. редакции). Будут выполнены эти обязательства — начнем историю с чистого листа, будем уже разговаривать с ним как с добропорядочным гражданином.
Николай Ганжела, задолжавший в общей сложности больше 100 млн рублей в бюджет и 10-11 млн рублей по зарплате, по словам губернатора, у него самого в «черном списке». Что касается предприятий-банкротов, вопрос очень сложный.
– Область не выступает инвестором, мы создаем условия, – отметил губернатор. – Мы на Яранский молочный комбинат десятки раз приводили людей, которые готовы были его взять и развивать. Но реакция собственника была такова: мне этого не надо. Механизмов физического изъятия собственности у нас нет. Прокуратура, приставы, полиция, налоговая служба, следственный комитет совещались, но нет этих механизмов. Хоть и в общей сложности против собственника пять уголовных дел есть, но отнять имущество невозможно.
В итоге получается, что заводы простаивают без дела, а бывшим работникам податься некуда.
как и на многих других, производство остановилось,
и теперь предприятие пустует
– Работы сейчас не стало, все уезжают, – рассказывает Павел, охраняющий пустое заброшенное здание спиртоводочного завода. – Я раньше здесь слесарем работал, потом сидел дома без работы, а когда сократили рабочих, стал охранником. Производство везде остановили, оборудование вырезали, продали на металлолом. Даже несущие строения железные и то вырезали. Водочная линия еще осталась, но там никто не работает. Тут теперь только склады арендуют какие-то фирмы из Чувашии, держат зерно, вот его и охраняю.
На вопрос об отъезде из Яранска по примеру многих земляков, кто так же лишился работы, Павел с горечью отвечает:
– Куда я поеду? 50 лет уже скоро. Дома корову держу, тут работаю, вот так и выживаю.
Те же настроения и у других встретившихся нам жителей. Почти все из них работали когда-то на каком-либо из ныне пустующих предприятий.
– Зарплата на хлебокомбинате 7 тысяч, – возмущается Алексей, работающий сейчас пекарем. – Я пашу на двух работах, чтоб содержать семью, у меня ребенок маленький, в школу как собирать? И уехать нельзя. Получают у нас хорошо только милиция и чиновники. Молодежь без присмотра остается, преступность растет, воровство, много открылось питейных заведений. Все уезжают, а власть нас не слышит. Что делать?
Наполеоновские планыТрадиционным для России вопросом вплотную задался и глава района Владимир Логинов после того, как президент Медведев велел разобраться с ситуацией в городе.
уезжая на заработки за пределы области
Разработанная районными властями программа развития, а, по сути, спасения района, рассчитана на 5 лет. Планы прямо наполеоновские: основной упор делается на сельское хозяйство, пищевую промышленность, обработку древесины и производство изделий из дерева, малое и среднее предпринимательство, туризм. Для каждой из отраслей предусмотрены конкретные мероприятия, расписанные по годам. Так, в 2012 году должны быть реконструированы цеха заводов Знаменский, предприятия «Птицевод», Яранского хлебоприемного предприятия. На молочном комбинате будет построен цех по переработке молока. Не останется без внимания и деревообработка: по предложению Владимира Логинова, предприятия района займутся малоэтажным строительством.
Но самостоятельно Яранску не справиться. По словам Логинова, поставить на ноги обанкротившиеся предприятия без помощи области невозможно. Надо и газ в район провести как можно скорее, и построить железнодорожную ветку до Котельнича. Просят яраничи сохранить и нефтебазу «Лукойл Пермнефтепродукт», которую собственики планируют закрыть: база нерентабельна.
Прослушав доклад о радужных перспективах, яраничи нашли в программе слабые места. Чтобы поднять тот же комбинат молочных продуктов, необходимо сырье. А коров всех вырезали после банкротства предприятия, в один голос жаловались собравшиеся. В общем, замкнутый круг. Вся Кировская область производит в день 1220 тонн молока. Из них в Яранске – 2,5 тонны, капля в море.
Но, пожалуй, самым спорным моментом программы стало сохранение в районе нефтебазы «Лукойл Пермнефтепродукт». Яраничи утверждают: предпринимателям, крестьянам, жителям необходимо топливо. Ликвидируют нефтебазу — фермерам и предпринимателям придется ездить за топливом в Киров, а это 213 км от Яранска.
– Для нефтебазы здесь нет работы, – пояснял губернатор Никита Белых. – «Лукойл» говорит, здешняя нефтебаза не обеспечивает прибыль. Она генерирует только убытки компании, покупайте ее, тогда и оставим.
Но это заявление встретило волну возмущения со стороны общественности.
– Нефтебаза нужна не только крестьянам. Закроется она – закроется и грузовая железнодорожная станция, для которой основная работа — поставка продукции на яранскую нефтебазу, – заметно волнуясь, возражал Владимир Логинов. – Для поддержания инфраструктуры и вообще развития района нефтебаза просто необходима.
Молчавшая до этого Галина Изотова, заместитель полпреда президента в Приволжском федеральном округе, заметила: план не амбициозен.
– Обсуждалась ли программа с общественным советом? Много ли было предложений? Сколько конкретно вы планируете создать за 5 лет, например, социальных объектов?
Сейчас в рейтинге районов области Яранский на 24 месте. А через 5 лет, по плану, должен выйти на 17. Но Галина Изотова заявила: слишком мало!
– Нужно создавать бизнес-инкубаторы, строить спортплощадки. На это не нужно много денег.
Николай Ганжела обсуждение программы слушал молча. Сейчас в существующих правовых рамках дать новую жизнь принадлежащим ему предприятиям может только он. В день совещания он уже начал выплачивать зарплату рабочим. Губернатор сказал, что будет держать ситуацию в Яранске под контролем. И в первую очередь необходимо решить проблему газификации города и сохранения нефтебазы. Обсудить этот вопрос с «Лукойлом» Никита Белых обещал в течение месяца.
Комментарии:
Добавить комментарий