Че брать-то будем? Да ниче! «Вятичу» грозит разорение

1 декабря сотрудники завода «Вятич» выложили в сеть Интернет видеообращение к президенту и премьер-министру России.
В нем они популярно объясняют главам государства, к чему приведет принятие техрегламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Сотрудники завода эмоций не скрывают. Говорят, что документ поставит под нож не только завод «Вятич», но и всю пивоваренную отрасль в стране. Можно было бы ожидать, что новый техрегламент предложит серьезные меры контроля за качеством продукции. Но не тут‑то было. Главная новация – запрет пластиковых упаковок для алкогольной продукции. Для пивоваренной отрасли области это равнозначно катастрофе.

Че брать‑то?

Председатель совета директоров ОАО «Вятич» Илья Курагин показывает линию розлива пива в пластиковую тару. Новейшую немецкую технику установили недавно, еще даже наладку оборудования не закончили. Потратили около 10 млн руб. Линия полностью компьютеризована, работает как часы. Производит 16 тысяч полуторалитровых бутылок пива в час, 4 штуки в секунду.

На сегодня 72 % продукции пивзавод реализует в «пластике». В день примерно 200 тонн пива. В случае принятия техрегламента часть продукции придется разливать в стеклянную тару, причем, как требует регламент, исключительно в тару новую. С учетом того, что стекольных предприятий в стране не больше десятка, тары всем может не хватить, считают на заводе. К тому же, использованное стекло нужно будет как‑то утилизировать.

– Если мы будем заменять пластиковую тару стеклянной, стоимость бутылки вырастет в разы, с 3 рублей как минимум до 8. А когда в структуре себестоимости упаковка стоит дороже, чем сама продукция, это критично, – считает Илья Курагин. – Конечная цена бутылки пива будет не 25 рублей, как сейчас, а на 60‑70% выше. Продукт станет неконкурентным. Пиву за 40 рублей потребитель предпочтет водку за 98. Пивовары не понимают главных мотивов разработчиков нового техрегламента. Если так борются с алкоголизацией, то почему под топор попадают только производители пива?

– Запрет является дискриминационным по отношению к пиву, – считают и на пивоваренной компании «Балтика». – Он не имеет научного обоснования. Неясно, как запрет пластиковой тары связан с борьбой со злоупотреблением алкоголя – свыше 60 % потребляемого алкоголя приходится на крепкие напитки, выпускаемые в стеклянной таре.

Получается, что водочное лобби опять побеждает. Согласно статистическим данным, пивной рынок в стране ежегодно сокращается на 19 %, а рынок крепкого алкоголя растет на 25 %.

Власть отмалчивается

На обращение пивоваров к президенту и премьер-министру отклика пока не последовало. Не отреагировали и «Росалкогольрегулирование», и губернатор, и глава города. Такое отстраненное отношение чиновников пивоварам непонятно. По сути, жизнь одного из крупных налогоплательщиков под угрозой.

– Каждый день мы платим в бюджет 2 млн рублей акцизов, за 10 месяцев 2011 года заплатили в казну более 500 млн. Получается с каждой бутылки 15 рублей, с нового года будет 18. И техрегламент все это остановит. Непонятно, почему до сих пор нет никаких официальных заявлений, – возмущается Илья Курагин.

Единственная госслужба, которая как‑то отреагировала на посыл пивоваров, – это ФАС. Экспертный совет при антимонопольной службе направил в правительство отрицательный отзыв на проект техрегламента. Антимонопольщики посчитали, что документ противоречит мировой практике и существенно ограничивает конкуренцию на алкогольном рынке.

Один в поле не воин

Поддержали кировских пивоваров и их партнеры-нефтехимики. Например, «СИБУР-холдинг», который производит сырье для ПЭТ-упаковки. 30 % продукции предприятия приходится на пивную отрасль. В случае, если техрегламент примут, выпадающие доходы СИБУРа составят более 11 млрд рублей в год.

– Запрет ставит под сомнение планы по расширению производственных мощностей и новые инвестиционные проекты в отрасли. Например, строительство завода по выпуску сырья для пластиковых булок в Кабардино-Балкарии, проект которого уже утвержден, может оказаться экономически невыгодным, – говорит представитель СИБУРа.

На стороне пивоваров не только нефтехимики, но и поставщики сырья и комплектующих для оборудования, дистрибьюторы. Пивоваренные заводы-гиганты вроде бы тоже поддерживают, но у них‑то есть запасные рубежи.

– «Балтика», «Эфес», «Клинское» – это все транснациональные корпорации, которые в состоянии обеспечить требования акционеров, – поясняет Илья Курагин. – Они уже сейчас мало интересуются рынком России, после того, как начались активные гонения на пивоваренную отрасль, они пошли на мировые рынки – Китай, Африка и т. д. К тому же, у крупных компаний есть портфель брендов – кроме «эконом-класса» есть продукция класса «премиум» по цене 70 рублей и выше. Эти бренды позволят им работать с маржой, мы же в Китае не нужны, мы ориентированы на регион, 70‑80 % продукции продаем в области. Развитием в другие регионы начали заниматься всего‑то года 2‑3 назад.

Выход есть




21 декабря публичное обсуждение техрегламента всеми ведомствами закончится. Пивовары надеются, что здравый смысл разработчиков документа возобладает. Они не будут так резко душить отрасль, а хотя бы дадут время на амортизацию оборудования. Если же техрегламент примут в нынешнем виде, придется смириться. Но последствия могут быть печальными. В худшем случае 500 сотрудников завода лишатся работы, в лучшем – завод адаптируется. На «Вятиче» уже просчитывают вариант открытия линии жестяной упаковки. Она обойдется минимум в миллион рублей. Целесообразно будет развивать и сеть пивных баров. Правда, для того, чтобы эта сфера полностью встала на ноги, понадобится не менее 15 лет, говорят специалисты отрасли.

– В Кирове уже сейчас наблюдается тенденция расширения сети пивных баров, потребитель становится культурнее. Но если заводы поднимут цены на продукцию, мы тоже ее поднимем, – говорит Дмитрий Тиунов, управляющий пивного бара «Миру BEER». – Думаю, что наш потребитель все равно будет покупать пиво, хотя не исключаю, что он перейдет на другие марки.

Впрочем, несмотря на то, что новый техрегламент вызывает у специалистов отрасли много вопросов и недоумений, здравое зерно в нем все же есть. Не зря же регламент так и называется «О безопасности алкогольной продукции». Например, то, что касается определения настоящего пива. В нем должно быть не менее 80 % солода. В общем, напиток будет дорогим и практически недоступным, зато теоретически все будут знать, что такое настоящее пиво.

Запрет пластиковой тары – нелепость




Как отразится принятие документа на конкуренции и что можно сделать, чтобы спасти отрасль, рассуждает президент ВятТПП Николай Липатников.

Повлияет ли техрегламент на развитие конкуренции?

– Важно, чтобы новые техрегламенты и нормативные документы до их принятия обсуждались в профессиональной среде. Сегодня инициатива Казахстана – в рамках таможенного союза запретить производство напитков в пластиковых бутылках. Хорошо, тогда логично им вовсе не ввозить продукцию на свою территорию. Производители сами сделают выводы и, желая поставлять, к примеру, пиво «Вятич» в Казахстан, чего пока никто не делает, подумают, как это осуществить.

Какими могут быть последствия?

– Это нелепость, и нелепость не случайная, она творится вполне в осознанных целях: подорвать рынок производства. Нововведения дезорганизуют производство на тех предприятиях, которые провели серьезную модернизацию, обновили за большие деньги производственные мощности.

Сегодня заменить объемы производства продукции в пластиковой упаковке в таком количестве невозможно, потому что нет таких заводов, которые производят столько стеклотару. Пластиковые бутылки надуваются на месте производства, первично находятся в небольших ампулах, а это совсем другие объемы перевозок на транспорте. С ними, как известно, тоже есть проблемы. Целесообразно вести речь даже не о повышении стоимости пива, что само по себе произойдет, дело в том, что сегодня нет альтернативной упаковки, нет таких заводов, а построить их – задача не одного дня. Отмечу, что наш пивзавод является одним из крупнейших налогоплательщиков области.

Возможно ли из региона повлиять на ход обсуждения техрегламента?

– Со своей стороны мы уже обратились в ТПП РФ и получили ответ, что решение данного вопроса отложено до его разработки. Тем не менее, мы не успокаиваемся и снова обратились к коллегам в Российскую палату, чтобы этот вопрос не снимали с контроля.

Пива нет. Кто следующий?




Первый шаг в сторону снижения алкоголизации в стране президент сделал в Сочи в августе 2008-го. С тех пор пивоваренная отрасль живет как на пороховой бочке.

Повышение акциза дало явное снижение потребления этого напитка, с нового года пиво приравняют к алкоголю, оно уйдет из ларьков, его нельзя будет купить в супермаркете после 23 часов, исчезнет вся реклама на ТВ и радио. Новый техрегламент – всего лишь еще одна антиалкогольная мера. Но даже врачам эта мера кажется не очень вразумительной.

– На мой взгляд, этот вопрос поставлен с ног на голову, – говорит Иван Рясик, начальник отдела профилактики «Медицинского информационно-аналитического центра». – Проблемы в пластиковой таре я лично не вижу. Она не представляет угрозы. В отличие от самого напитка. Дело в том, что его до сих пор, несмотря на все меры, позиционируют как напиток для утоления жажды.

О вреде пива сами пивовары тоже любят рассуждать, говорят, мол, нам тоже небезразлично, с кем наши дети будут сидеть в песочнице, их возмущает другое-почему вся программа борьбы с алкоголизацией свелась к тому, чтобы задушить производителей пива.

– Нас обвиняют в том, что мы споили полстраны, с таким же успехом «Автоваз» можно обвинить в том, что завод угробил 5 миллионов человек, которые ездили в их машинах, – сетует Илья Курагин, председатель совета директоров «Вятича». Вслед за пивом друзья по Таможенному союзу могут взяться за кефир, йогурты и квас. В стеклянных бутылках все станет значительно дороже.

Видеообращение коллектива ОАО по производству пива и безалкогольных напитков "ВЯТИЧ" к Президенту и Премьер-министру Российской Федерации

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: