Кировский бизнес предлагает «Глобусу» стать федеральной сетью

Это предложение озвучили предприниматели на круглом столе в ВТПП, где обсуждался наболевший вопрос — как сохранить и увеличить объемы местной продукции на полках магазинов в условиях все возрастающей экспансии федеральных сетей.

Одним из поводов к обсуждению стали весенние закупочные сессии федеральных сетей. Так, 22 мая в Челябинске состоится конференция поставщиков сети METRO Cash&Carry, куда пригласили и вятских производителей. А 14 мая в Кирове с местными пищевиками встретился «Магнит».

Сейчас в Кировской области 95 продуктовых магазинов этой сети, а доля кировских производителей на полках «Магнита» составляет 28%.

- В соседних регионах доля местных товаров не превышает 10%. Почти 30% - это очень высокий процент, - заявил Сергей Распопов, директор по СТМ ЗАО «Тандер».

Эта цифра, впрочем, вызвала сомнения у кировских производителей. Например, Александр Краснов, президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров считает, что ассортимент местной хлебной продукции представлен в «Магнитах» весьма скудно.

- У нас в области около 150 субъектов хлебной продукции, в том числе и потребительские кооперативы. В региональных сетях хлебная продукция местных производителей занимает 10% и более. В компании «Магнит» эта цифра составляет 2-3%. Более того, сейчас государственная политика направлена на развитие здоровой продукции. У нас таких производителей немало.

Однако на наш запрос о присутствии в магазинах «Магнит» нам ответили: «При сравнении цен ваш продукт проигрывает на 32%. Работать по таким ценам нам экономически невыгодно». Мы испечем тонны хлеба — но куда его девать? Федеральные сети не заинтересованы в здоровой продукции.

Даже если цифра в 28% верна, то, по мнению кировских чиновников, этого объема все равно недостаточно.

- Ведь это значит, что целых 72% составляют иногородние товары, - заметила Татьяна Плехова, представитель областного департамента сельского хозяйства. - Значит, у местных производителей упали продажи, и эти излишки продукции необходимо куда-то продавать.

Как покорить регионы?

В ВТПП считают: чтобы кировские товары продавались действительно успешно, пределами Кировской области ограничиваться нельзя.

- Нашим производителям необходимо выходить и за пределы региона, - убежден Андрей Усенко, вице-президент ВТПП. - Проблема заключается в том, что у нас нет единой координирующей стратегии для всех. Отдельно в регионы выходят мясокомбинаты, отдельно переработчики молока. Нет понимания, что у нас есть в этом вопросе точки пересечения. Неизвестно и то, какие регионы нам будут выгодны.

- У нас продвижение в регионы получается как в басне «Лебедь, Рак и Щука», - поддержала Андрея Усенко Татьяна Плехова. - Молоку нужно одно, водке другое, а удовлетворить всех интересантов невозможно.

Как именно познакомить покупателей из других регионов с кировской продукцией, тоже пока не ясно.

- Куда продвигать кировские товары — это один вопрос, а как их продвигать - другой вопрос. Допустим, съездим в соседнюю область, покажем свой товар, а дальше что? Нужно учиться у других регионов, - считает директор ООО «Бизон-Т» Владимир Бердинских. - Например, я знаю, что в Татарстане есть такой опыт: их локальная сеть вышла в Удмуртию, открывает там магазины и торгует своими продуктами. Почему бы нам так не сделать? Почему бы на базе «Глобусов» не открывать магазины в соседних регионах? По магазину в Ухте, Архангельске, в других регионах. По типу, например, «Нового Простора».

Однако это предложение показалось производителям утопичным.

- Давайте будем реалистами. Существует только две модели региональных отгрузок. Это либо торговля через дистрибьютора, либо прямая отгрузка в крупные сети, у которых есть собственный распределительный центр, - заявил Руслан Владимиров, директор ТД «Вятич». - Никаких собственных магазинов и баз. Первое — поиск дистрибьютора, второе - контакт с сетями. Все. Но делать это должны мы сами. Есть один старый анекдот про еврея, который возмущался, что не выигрывает в лотерею. «Так ты хоть билет купи», - ответили ему. Так и мы. Возмущаемся, что нас не пускают в другие регионы. А, например, на выставке в Петербурге я видел только два стенда с кировскими товарами — почему? Плюс нужно принимать во внимание логистику. Например, я не буду договариваться с Хабаровском. Это далеко и невыгодно. Чтобы продавать свои товары в других регионах, нужно тратиться на логистику. Никто не приедет и не купит тут наши товары.

- Нужно смотреть не только на логистику, но и на спрос, - заявил Виктор Плюснин, директор «Городского молочного завода». - Давайте оценивать возможности исходя из реалий. Если ваш продукт заведомо неконкурентен в том или ином регионе, бесполезно туда ехать. Предприятию нужно оценить свои возможности в плане конкурентоспособности. Вологда, например, нам неинтересна, потому что там очень сильна молочная переработка, туда дергаться бесполезно. В Вологде наша продукция будет дороже местной, а местная у них очень достойная.

Еще один вопрос - срок годности. У нашей продукции, он составляет, например, семь дней, а до Хабаровска ехать дольше. Но если бы наш товар виртуально оказался там на следующий день после выпуска - я уверен, его вмиг бы расхватали.

Эх, ярмарка!

Одним из успешных приемов в продвижении товаров в других регионах считаются выставки-ярмарки. Одна из них как раз состоится в конце мая в Коми.

- Выставка-ярмарка пройдет 28-29 мая в рамках «Дней Кировской области в Коми». Она будет включать в себя очень обширную деловую программу, главная часть которой – обход представленных товаров главами регионов, - рассказала Татьяна Плехова. – Разумеется, много времени у нас не будет. Но все же в рамках выставки мы должны воспользоваться ситуацией и показать свою мощь.

Производители, тем не менее, считают, что большее внимание стоит уделять все-таки присутствию кировских продуктов на полках федералов.

- В последнее время, когда проводятся выставки, они превращаются исключительно в продажу собственного товара, - считает Владимир Савиных, гендиректор ОАО «Производственный холдинг «Здрава». - Нужен другой формат торговых отношений с сетями. Идеален формат закупочных сессий, где мы можем представить свою продукцию, ее конкурентные преимущества. Пусть на выставке покупатель будет приобретать товар, но выставка пройдет, и продажи прекратятся. От сотрудничества с торговыми сетями эффект больше. Кстати, недавно у меня была встреча с коллегами из Краснодара. Они удивились, какое у нас обилие торговых сетей. Но в других регионах не знают ни о наших сетях, ни о наших товарах, как и мы об их продукции. Мы не приглашаем представителей других регионов на выставки, не рекламируем наш товар.

И в Коми, и в Петербург

Сейчас кировские пищевики определяют, на каких регионах им необходимо сосредоточиться в первую очередь. Так, Республика Коми — один из самых давних и приоритетных торговых партнеров Кировской области. Тем не менее, производители отмечают: объемы продажи кировских товаров в Коми заметно снизились. Предприниматели даже предложили - может быть, стоит связаться с Торгово-промышленной палатой Коми и попросить о помощи?

- Вы слишком оптимистично предлагаете обратиться за помощью к ВТПП Коми. Представьте, если бы производители Коми обратились за помощью по продвижению в нашу палату, - отметил Виктор Плюснин. - В других регионах такая же проблема. Некуда деть свою продукцию. Там ведь тоже есть федеральные сети.

Тем не менее, от экспансии в другие регионы кировские пищевики отказываться не собираются. Поддержку им намерено оказать областное правительство.

- Мы активно развиваем межрегиональные связи. Сейчас перед нами стоит вопрос об оптимизации этого направления,- рассказала Надежда Ларионова, консультант управления международных и межрегиональных связей правительства области. - В этом году правительство планирует организовать деловые поездки в Республику Коми, Татарстан и Марий Эл, Воронежскую и Владимирскую области. Миссия этих поездок будет как раз в том, чтобы наладить торговые отношения.

Кировские пищевики на круглом столе выбрали регионы, интересующие их самих. Теперь в число приоритетных добавились Архангельская область, Удмуртия и Марий Эл. Во второй очереди обозначены Пермский край, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Предложения по всем этим регионами сейчас планируется довести до врио губернатора области Никиты Белых.

Предприниматели рассчитывают на его поддержку в захвате федеральных рынков.

Кстати, как ни парадоксально, но помощь в продвижении в другие регионы может прийти именно от федералов: в 2016 году в Кировской области должен будет появиться распределительный центр «Магнит» площадью в 30 тыс. кв. м. В логистической системе сети он будет охватывать Кировскую область, Республику Коми, а также частично Костромскую и Вологодскую области. Всего радиус отправки товаров из центра составит 400 километров – а это значит, что кировские товары имеют шанс попасть на полки магазинов в пределах этого расстояния.

- Для того, чтобы товар того или иного производителя присутствовал в распределительном центре, необходимо оставить коммерческое предложение на сайте ЗАО «Тандер», и в течение месяца на это предложение придет ответ, - пояснил Сергей Распопов. - Сегодня немногие производители могут направить свою продукцию в магазины «Магнит». С помощью распределительного центра это станет возможным. Это поможет продвигать ваш товар и в других регионах.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: