Железные дороги, аэропорты и крупнейшие компании уйдут с молотка

Россия стоит на пороге массовой распродажи госсобственности. Государство в течение трех последующих лет будет последовательно выходить из целого ряда отраслей. Всего в списке, подлежащих приватизации, чуть более 1800 предприятий. С молотка уйдут акции крупнейших госкомпаний, таких как банк ВТБ,  «Аэрофлот», «Роснефть» и другие. Под масштабную приватизацию попали и естественные монополии, в частности «РЖД». Тенденция, идущая из федерального центра, очевидно, привлечет к активной приватизации и регионы.

Госкапитализм – не наша цель

В перспективе до 2016 го да Российская Федерация намерена прекратить участие в уставном капитале «Шеремьево» и аэропортов «Внуково», а вот в «Ростелекоме», «Роснано», «Росспиртроме» и «Объединенной зерновой компании» – полностью. Также в числе подлежащих приватизации активов значится алмазодобывающая компания «АЛРОСА». Государство планирует уменьшить долю в ее уставном капитале с 50,9% до 25% плюс одна акция. Хотя изначально планировалось приватизировать весь контрольный пакет акций. Тогда депутатам Якутии даже пришлось просить президента Владимира Путина сохранить госдолю из-за возможных социальных и экономических рисков.

С планами приватизации не согласны топ-менеджеры некоторых госкомпаний. Например, на минувшей неделе руководство нефтепроводной монополии «Транснефть» заявило о том, что частичная приватизация компании целесообразна не раньше 2016 года. Тогда сделка произойдет без ущерба для компании и интересов государства.

Многие эксперты предполагают, что новая путинская приватизация может привести к проблемам в ряде отраслей, в частности в работе железнодорожного транспорта. Так как правительство, являясь 100% собственником «РЖД» намерено продать практически четверть акций компании, сократив госучастие до 75% плюс 1 акция. О приватизации «РЖД» давно идут бурные споры. Продажа пакета изначально даже вызвала неодобрение и у самого президента естественной монополии Владимира Якунина. Он неоднократно заявлял, что начинать приватизацию «РЖД» нужно с продажи не более 5-10% акций, чтобы «создать базу», а потом уже думать, как действовать дальше.

По некоторым данным в Европе, где уже прошли через продажу железных дорог, положительного опыта приватизации нет. Так, например, правительство Эстонии в 2001 году продало 66% государственной железнодорожной компании Eesti Raudtee, но уже в 2007 году вынуждено было принять решение о национализации компании и опять стать ее 100%-м владельцем. Одним из поводов послужило то, что частные владельцы не инвестировали в инфраструктуру.

Часть средств, вырученных от масштабной приватизации В России, правительство планирует направить на развитие самих компаний для увеличения их уставных капиталов. Другая часть, которая составит порядка 1,7 трлн рублей, пополнит непосредственно федеральный бюджет. Несмотря на сложную экономическую ситуацию «Росимущество» не планирует менять план приватизации на 2014-2016 годы.

Концепция эффективности госимущества

Политика активной приватизации госпредприятий, идущая из федерального центра, может перейти и на уровень регионов. Правда, собственность Кировской области, прямо скажем, не богата высоколиквидными объектами, подлежащими продаже. Программа приватизации на 2013 год включает в себя 9 объектов в разных районах области, а также пакеты акций двух госаптек и «Фаленской межрайонной станции по травам». Планируется, что предполагаемый доход от приватизации в бюджет по итогам года составит 101 млн рублей. Однако на данный момент из этого списка «с молотка» ушла только станция по травам за 3,2 млн рублей. По остальным объектам аукционы по продаже либо еще не объявлялись, либо не состоялись из-за отсутствия интересантов.

К тому же, как выяснилось, от собственных акций правительству, избавиться не так-то просто. Уже ставился вопрос о продаже довольно ликвидных пакетов акций, например «Кировоблгаза». Однако отраслевики категорически против этого, так как присутствие области в органах управления — это возможность влиять на процессы в компании.

При этом в регионе всего 26 госпредприятий, акции которых в том или ином объеме принадлежат правительству Кировской области. И многие из них закончили прошлый год с убытками. Общая доходность от всех акционерных обществ держится на уровне позапрошлого года – около 10 млн рублей. По мнению депутатов ОЗС, из всего списка предприятий надо выделить те, которые действительно несут социальную нагрузку. Таковых наберется 3-4, как например, аэропорт «Победилово», «КировПассажирАвтотранс». А остальные надо продать. И повысить эффективность госсектора в целом.

Для этого разработана «Концепция повышения эффективности управления госимуществом». Документ предусматривает ряд нововведений и кардинальных мер, в том числе предлагается наделить дополнительными полномочиями и ответственностью председателей совета директоров. Зарплата руководителей госкомпаний теперь будет зависеть от результатов работы и достижения ключевых показателей эффективности. Помимо этого будут внедрены механизмы оценки качества управления как на уровне организаций, так и на уровне органов исполнительной власти. Также планируется 100% отход от методов прямого административного управления госпредприятиями. При этом указания по стратегически важным вопросам будут обязательны для выполнения.

По словам Дианы Акчуриной, замдиректора департамента госсобственности, система управления областным имуществом станет еще прозрачнее. Например, предлагается на общественных обсуждениях решать, насколько целесообразно для области иметь в собственности тот или иной пакет акций. Спорные ситуации часто возникают, когда речь идет о небольших пакетах, которые в принципе не позволяют влиять на деятельность предприятия.

Программа следующей «десятилетки»

Администрация Кирова тоже избавляется от недостаточно ликвидного муниципального имущества, которое приносило в городскую казну очень скудный доход. На последнем заседании гордумы в программу приватизации на 2013 год внесли изменения. Депутаты исключили из перечня 12 объектов, и внесли 29 новых, в том числе и здание бывшего кинотеатра «Восток». При этом чиновники надеются, что при такой рокировке доходы от приватизации муниципального имущества составят более 348 млн рублей.

Еще одним глобальным направлением по управлению госимуществом как на местном, так и на областном уровне станет ликвидация муниципальных и областных унитарных предприятий. Это план Антимонопольной службы на ближайшую «десятилетку», обозначенный в новой Стратегии развития конкуренции в России. Полная ликвидация не коснется только двух отраслей: обеспечения безопасности и обороны страны. Антимонопольщики считают, что большое количество госкорпораций, имеющих преференции, препятствует развитию бизнеса в конкурентных отраслях. Унитарные предприятия или госкорпорации были исторически оправданы на этапе экономической реформы начала 90-х годов, когда необходимо было развивать рыночные отношения в тех или иных отраслях, переводить предприятия на хозяйственный расчет.  До 2020 года в области планируется сократить количество государственных унитарных предприятий с 35 до 25. А в 2014-2015 гг. запланировано акционирование КОГУП «Вятавтодор».

Мнения:

Михаил Скворцов, генеральный директор компании «Алмисс»

- Идея приватизации правильная. Ведь государство бесконечно вкладывает деньги в госкорпорации и при этом практически монопольно повышаются тарифы. Еще не одного случая не было, чтобы тариф уменьшился. Поэтому я очень надеюсь, что в результате приватизации в отраслях должна появиться конкуренция, или скажем улучшение условий для потребителей. Но, как правило, на практике этого никогда не происходит. Что касается приватизации «РЖД». То это система, которая сформирована годами, и раньше она работала как часы. А сегодня мы имеем яркий пример, когда подвижной парк передали в частные руки. Вагонов для отправителей нет, хотя в это время они стоят в разных тупиках. Только по территории Кировской области по станциям стоит не одна тысяча частных порожних вагонов, владельцы не знают, как ими распорядиться. А лесники в это время не могут отправить свою продукцию. Вот это яркий пример всей приватизации, которая уже случилась. Я думаю, что если дальше будет продолжаться в таком же ключе, «РЖД» может быть просто парализована. 

Тимур Гусев, президент «Земельно-имущественной компании»

- Как бы правительство ни старалось не наступать на грабли (прим. речь идет о приватизации 1990-х г.), все равно приватизация госкомп аний приведет к тому, что предприятия окажутся в частных руках. А у нас очень много госкорпораций, которые являются монопольными компаниями. Соответственно новые владельцы будут гнуть свою ценовую политику. Поэтому я отрицательно отношусь к приватизации госкомпаний, так как это сделано не для государства и против населения. Приватизация – это что? Это по большему счету выкуп по заниженной цене.

Соответственно государство практически ничего с этого не имеет. Если госпредприятия убыточны, то необходимо найти эффективных управленцев, которые будут выводить убыточное предприятие из кризиса. У нас в России есть такие люди. Зачем спускать с молотка то, на чем государство само может зарабатывать. Бессмысленно отдавать это в частные руки, чтобы плодить своих Рокфеллеров.

Михаил Курашин, депутат областного Заксобрания 

- Ничего не имею против нового этапа приватизации крупнейших госкомпаний на федеральном уровне. Считаю, что только таким путем можно нормально выйти из ситуации шантажа ценами на услуги и товары, которые нам сейчас фактически навязывают в ультимативной форме госкомпании. Это мешает развитию экономики нашей страны, ограничивая возможности создания и роста предприятий и тормозя появление новых экономических субъектов, создает финансовые трудности для населения в части оплаты их услуг. Считаю, что только при создании конкурентной среды можно добиться и снижения цены и улучшения качества на услуги. Однако, также мне видится, что главным риском приватизации может стать риск появления недобросовестных собственников. И таких примеров мы видели немало после всех прошедших «волн», когда приватизируемые компании попросту разоряли в интересах конкретных собственников, тем самым уничтожая не только субъект, участвующий в производстве, но и финансовый ресурс, формирующий бюджетные доходы. Этот вопрос относится к тем чиновникам, которые будут заниматься вопросами приватизации. От их чистоплотности и, я бы даже сказал, патриотизма, будет зависеть эффективность приватизации.


Навигатор: Новости Кирова
Щелкните по фотографии для увеличения

 


Источник фото: gorodkirov.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: