Бизнес с мятным ароматом


Павел Разин, руководитель компании «Соцветие»

Развивая свое дело, нужно думать не только о прибыли, но и об экологии и вообще об окружающих нас людях. Экологичная технология, позволяющая круглый год обеспечивать свежей мятой жителей города и предприятия общепита, оказалась очень востребованной рынком.

Бизнес Павла Разина начался с его собственного интереса к выращиванию растений и технологиям, позволяющим это делать без больших участков земли. Однажды, пройдясь по магазинам в поисках свежей зелени, он не нашел ничего подходящего. То что было в продаже, не отличалось высоким качеством. Вызывали сомнения и производитель и адекватность цены.

- Мяту выращивать я начал, в первую очередь, для себя, а потом ее стало слишком много. Кто-то из друзей однажды отметил «Какая классная мята. Почему бы тебе ее не продавать». Вот с такой мелочи все и началось, - рассказывает Павел. - Кроме того, у нее сразу появилась очень большая отдача. Как только я начал ее продавать, заинтересовались многие.

Как поясняет Павел, сейчас в стране определенный бум на эко-продукцию и эко-бизнес. Например, один из ведущих эко-идеологов страны Роман Саблин считает, что именно мелкие фермеры, люди нацеленные на эко-продукцию, будут наиболее востребованы в ближайшее время и наиболее успешны.

- Пока я хочу заниматься зеленью. Опыт выращивания у меня небольшой, всего три с половиной года. Идея состоит в том, чтобы выращивать свой продукт для горожан круглогодично, - отмечает Павел. - Пока мою мяту покупают люди, которые предпочитают экологичное питание, вегетарианцы, а также кафе и бары. Я вообще думаю, что продавец своего покупателя всегда найдет, если у него хороший товар. Моим покупателям все нравится, отзывы только хорошие оставляют. В бары я вообще практически не обращался, только в одно заведение пришел, оставил рекламу, пробник и все. Остальные заведения сами на меня вышли. Информация разлетелась довольно быстро.

Эко-технологии

Рекламные буклеты и фирменный дизайн для своей продукции Павел разрабатывал самостоятельно. По профессии он художник-декоратор, так что большого труда это не составило. Упор опять же был сделан на экологичность — все буклеты отпечатаны на бумаге, изготовленной из вторсырья. Такая же бумага используется для упаковки мяты при продаже. Кроме того, к каждому проданному пучку зелени, Павел прилагает буклеты с информацией о растении.

Из технологии выращивания большого секрета не делается — это биопоника, метод выращивания растений без использования грунта, запатентованный в 2004 г. Во многом биопоника основана на известной более полувека технологии гидропоники. Различие лишь в использовании полезных бактерий и грибов.

- У меня замкнутая система - резервуар с питательным раствором, в котором задан состав необходимых питательных веществ, плюс раствор обогащен бактериями и грибами. Разница в том, что выделение питательных веществ в биопонике происходит более естественным путем, с помощью переработки бактериями. Сама по себе технология экологична, поскольку никакого взаимодействия с окружающей средой не происходит - никакого слива удобрений в окружающую среду. Это своего рода стерильный метод выращивания.

Поэтому Павел предпочитает не допускать в свой сад посторонних. Уходом за растениями он занимается сам, вместе с супругой Ладой. Таким образом, снимаются вопросы с насекомыми-паразитами и сорняками. Мята, выращенная Павлом, всегда чистая.

Продвигаюсь своими силами

Создание такой замкнутой системы - дело довольно затратное, ведь для получения круглогодичного результата фактически создается искусственный климат, и к размещению есть множество требований.

- Сейчас большие сложности с поиском помещения. Они в городе есть, но предназначены больше для производства, торговли или офисов. А мне требуется много света, а света в них обычно мало. Поэтому приходится подсвечивать. Система вообще подразумевает собой большие энергозатраты. Правда есть альтернативные решения этих проблем, сейчас технологии развиваются очень быстро. Например, светодиоды, потребляют мало энергии, а света дают много. И вот такими методами постепенно снижаются затраты производства.

Еще одна небольшая сложность в том, что многие только интересуются и пробуют. Закупщики привыкают брать товар из определенной организации и с осторожностью относятся к новым поставщикам, берут по чуть-чуть. Поэтому постоянных закупок нет, и мне невозможно рассчитать, сколько надо вырастить мяты. Сейчас все развивается своим ходом, ни о каком бизнес-плане речь не идет. Но развивается вполне неплохо. Через месяц мы переезжаем в помещение с большей площадью, где и объемы будут больше.

Несмотря на высокую стоимость технологии, Павел предпочитает не привлекать инвесторов, а только коллег, разделяющих его убеждения.

- Мне очень хорошо от того, что я никому ничего не должен и все идет, как идет. Инвесторы мыслят обычно только в пользу прибыли, видят только свою выгоду. А людям нужно мыслить шире.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: