За кулисами пресс-конференции: как Путин делает звезд из журналистов
После прошлогодней пресс-конференции президента Интернет буквально взорвался от вопроса кировского журналиста про вятский квас. Владимир Маматов в одночасье стал звездой, а продажи завода «Вятич» выросли в разы. На прошлой неделе Владимир Путин вновь посвятил более трех часов традиционному общению с журналистами. На пресс-конференции в Москве побывала и главный редактор «Навигатора» Светлана Тетенькина.
В один прекрасный день мне позвонили из аппарата ГФИ и спросили, не хочу ли я поехать на пресс-конференцию Владимира Путина.
- Конечно, хочу! - не задумываясь ответила я, потому что давно мечтала побывать на таком мероприятии.
Как выяснилось, трое журналистов из Кировской области, включая меня, попали в квоту ПФО. Но аккредитоваться на пресс-конференцию президента можно и самостоятельно, заполнив анкету на его официальном сайте. Если ты журналист, не имеешь проблем с законом и правильно заполнил все документы, то почти гарантированно попадешь в список.
Меры безопасности
В этом году в Москве собрались 1390 репортеров со всего мира. Место проведения мероприятия долго не раскрывалось, вероятно, из соображений безопасности. И лишь за два дня до пресс-конференции аккредитованным журналистам сообщили в письме, что все произойдет в Центре международной торговли.
Здание было оцеплено полицией, и даже на ближайшей станции метро «Выставочная» прогуливались десятки нарядно одетых полицейских. Пропуском на мероприятие служил бейдж с электронным кодом. Получить его предлагалось за день до события в пресс-службе президента по соседству с Красной площадью.
Охранник просканировал мой пропуск, проверил сумку и без вопросов пропустил внутрь. Фойе Центра международной торговли напоминало улей. Десятки съемочных групп брали интервью у коллег-журналистов. Здесь и там мелькали знакомые по телеэкрану лица: Владимир Кондратьев, старейший журналист НТВ, Антон Верницкий с Первого канала, Сергей Брилев, ведущий «Вести в субботу». Но внимание телевизионщиков было приковано совсем не к ним. Звездами экрана на этот раз были региональные журналисты, которым когда-то удалось задать вопрос Путину.
Звезда из Приморья
Так, например, камеры атаковали Марию Соловьенко из Приморья. Видео с ней легко найти в Интернете. Стоит только набрать в «Яндексе»: «скандальный вопрос Путину». На таких пресс-конференциях она была уже пять раз и трижды умудрялась добиться внимания президента. В 2013 году редактор и учредитель газеты «Народное вече» пожаловалась, что в одну из больниц Владивостока купили томограф за 70 млн рублей, а расходные материалы еще на 20 млн забыли, поэтому томограф простаивает. Президент все записал и пообещал выделить деньги.
- И как закончилась та история с томографом? - спросила я Марию, когда мне, наконец, удалось к ней подступиться.
- Прошло два года, и 15 декабря первые пробные диагностики пошли. А сейчас я не буду навязываться президенту.
Приморскую звезду я застала на первом ряду, на самом коронном месте. Как оказалось, Мария не постеснялась занять стул, «забронированный» Первым каналом.
- А я пришла да и села. Ну в лоб ударят, ну и что. Я сегодня не буду спрашивать. Дам возможность «кремлевскому пулу» поспрашивать, они же бедненькие президента не видят. Это же мы только 9 тысяч километров летим, - сказала приморский редактор.
Но когда началась пресс-конференция на стуле Марии уже сидел Антон Верницкий с Первого канала. Видимо, звезду Интернета вежливо «попросили» освободить территорию. Но Мария не унывает. Недавно она вступила в партию «Родина», собирается баллотироваться в ГосДуму и задать вопросы президенту уже на другом уровне. Вообще, 99% успеха на пресс-конференции зависит именно от места: попадешь на глаза президенту — есть шанс задать вопрос.
- Операторы федеральных каналов приходят к 8-ми утра и занимают для своих журналистов лучшие ряды, - рассказал мне сидящий рядом журналист Хакан из турецкого информагентства «Анадолу».
Нам с Хаканом, мягко говоря, не повезло. Мы оказались на последнем ряду. За нашими спинами — только десятки телекамер. Но раз уж так получилось, я воспользовалась шансом и начала выпытывать из турецкого коллеги ценную информацию.
- О чем бы вы спросили президента, если бы смогли?
- У меня несколько вопросов. Но самый главный - о положении граждан Турции. В наше посольство в Москве поступают жалобы от студентов, которые говорят, что их отчислили, от бизнесменов, которые жалуются, что их хотят депортировать.
- А вы как относитесь к конфликту между Россией и Турцией?
- Это все пройдет, нужно время. Не надо говорить о том, что произошло. Нужно говорить о том, как выйти из этой ситуации. Нужен конструктивный диалог и надо найти общий язык, - дипломатично ответил Хакан.
В итоге вопрос о положении турок в России задала коллега Хакана из того же информагентства. А пока президент отвечал, мой новый знакомый сосредоточенно строчил новости на свой сайт.
Ответы президента
В этом году Владимира Путина много спрашивали о внешней политике и экономике, и прежде всего о прогнозах на будущее. Президент начал ответ с анекдота:
- Встречаются два приятеля, один другого спрашивает: «Как дела?». Тот говорит: «Как в полоску: черное – белое». – «Сейчас какая?» – «Сейчас черная». Проходит еще полгода. «Ну как дела? Знаю, в полоску. Сейчас какая?» – «Сейчас черная». – «Нет, тогда же была черная». - «Выясняется, что тогда была белая». Вот и у нас примерно такая ситуация.
А серьезно ответил, что ВВП сократилось на 3,7%, инфляция с начала года составила 12,3%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 5,7%. Но пик кризиса уже миновал.
- Со II квартала наблюдаются признаки стабилизации деловой активности. На основании чего мы делаем такой вывод? В сентябре – октябре прирост ВВП (уже прирост) составил соответственно 0,3–0,1% к предыдущему месяцу. Начиная с мая перестал сокращаться и объем выпуска промышленной продукции. В сентябре – октябре зафиксирован небольшой, но все таки рост промышленного производства: 0,2–0,1%. Кстати говоря, на Дальнем Востоке зафиксирован рост промышленного производства – 3,1%.
Дочки и дальнобойщики
Задавали президенту и весьма острые вопросы, в частности о ситуации с дальнобойщиками. Они устраивают акции протеста с 1 ноября после введения новых сборов за проезд по федеральным трассам.
- Вы знаете, я сам все таки из рабочей семьи, и я понимаю, что эти мужики вкалывают, они работают, за рулем сидят, но надо выходить все таки из «серых» схем. Мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог. Не отменили. Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональный бюджет. Но хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время – в начале года – это сделает.
В ответ на один из вопросов Владимир Путин впервые рассказал о своих
дочерях:
- Живут в России и никогда никуда на постоянное жительство не выезжали. Они нигде, кроме России, не получали образование, они учились только в российских вузах. Я ими горжусь. Они продолжают учиться и работают. У меня дочери свободно говорят на трех европейских языках, даже уже кто то говорит на одном или двух восточных.
Однако никаких деталей и подробностей президент не раскрыл «по очень многим соображениям, в том числе и по вопросам безопасности».
Все предыдущие годы Владимир Путин ставил рекорды по продолжительности пресс-конференции. В прошлом году она длилась более 4-х часов. И в этот раз все готовились к тому, что Путин пойдет на очередной рекорд. Но не случилось. В какой-то момент журналисты из регионов в зале начали кричать, требуя дать им слова. Действительно, провинциалы смогли задать только 6 вопросов за 3 с небольшим часа. Но такое поведение президент терпеть не собирался.
- Это нельзя завершить, это можно только прекратить, - заявил он. Поблагодарил всех и вышел.
После пресс-конференции образовалась огромная очередь в гардероб. Одни покорно стояли в ожидании, а кто-то использовал время для собственной фотосессии в кресле, где только что сидел президент России.
Комментарии:
Добавить комментарий