Автомобилистам знакома ситуация, когда в определенный момент времени количество поломок машины резко возрастает. Машина буквально сыпется на глазах. В похожей ситуации оказались и кировские теплосети. Еще несколько лет назад проблему можно было решить «малой кровью». Сейчас же ежегодно требуется более миллиарда рублей вложений, чтобы лет за 10 исправить ситуацию. Получится ли это?
О состоянии теплосетей в Кирове и Кирово-Чепецке и ходе переговоров по их модернизации «Навигатору» рассказал директор Кировского филиала компании «Т Плюс» Сергей Береснев.
– В энергетике нормальное состояние — это когда о вас не вспоминают – значит, у людей есть тепло, свет и горячая вода. Но, полагаю, в вашей практике были авральные случаи, которые врезались в память.
– Я работаю руководителем филиала не так давно, но ситуации и истории уже накопились. Кто-то уже не помнит, но в ноябре 2016 года в районе ж/д вокзала прямо на парковке возник серьезный дефект, пришлось отключить порядка 70 домов. А была практически зима, холодно, мокрый снег.
Мы пытаемся раскапывать и устранять, работаем всю ночь. Утром на место порыва заруливает чистенький внедорожник. Мы все на нервах. Я готов был буквально силой вытолкать их оттуда.
Машина останавливается, и из нее выходит… губернатор. Тогда Игорь Владимирович совсем недавно заступил в должность. Его приезд был очень неожиданным. Приятно ощущать, что нашей работой интересуются, не только сидя в теплых кабинетах, а реально готовы поддержать в сложной ситуации. Да, отопление тогда мы запустили точно в срок.
– Готов ли в этом году Киров к зиме?
– Вопрос готовности к зиме делится на две части: вопрос готовности нашей генерации и тепловых сетей. У нас созданы большие запасы топлива, больше нормы. Нужно уточнить, что все наши станции переведены на газ, но на каждой есть вариант использования резервного топлива, которое задействуется в случае чрезвычайных ситуаций.
Если говорить о генерации, то все основное оборудование прошло регламентный ремонт. В прошлом году мы серьезно обновили оборудование на пиковой котельной ТЭЦ-4. В этом году основные вложения будут направлены в плановый ремонт нового блока ПГУ на ТЭЦ-3 в Кирово-Чепецке. Он уже отработал четыре года. Сейчас на нем предстоят объемные регламентные работы, которые мы планируем завершить к концу октября. Стоимость ремонтных работ на блоке составит 720 млн рублей. Общая стоимость ремонтных работ по кировской генерации — 1,4 млрд рублей. Плюс инвестиционная программа по нашим станциям — 202 млн рублей.
– А сети?
– В текущем году мы при плановом финансировании ремонтной программы в 238 млн рублей, по просьбе губернатора из собственных средств вложим примерно аналогичную сумму. Это было необходимо для подготовки города к зиме.
В Кирове общая протяженность сетей — около 1700 км. Из них около 400 км — наши собственные магистральные сети. Около 900 км — муниципальные сети у нас в аренде. Остальное — прочие сети, которые принадлежат ТСЖ, ЖСК, промпредприятиям. Последние из-за того, что они практически не обслуживаются, находятся в рисковой зоне.
Если источники финансирования для поддержания в работоспособном состоянии наших сетей мы выделяем из амортизации в необходимом объеме, то ресурсы для финансирования реконструкций муниципальных сетей в счет арендной платы - чуть больше 50 млн рублей в год. Этих средств абсолютно недостаточно.
Если в других городах, где присутствует «Т Плюс», перекладка теплосетей финансировалась за счет федеральных программ, в том числе связанных, например, с подготовкой к Чемпионату мира по футболу, то в Кирове пока нет таких источников.
– Теплосети Кирова просто «сыпятся»! Какой у них износ? Порой называются очень страшные цифры.
– Страшные. Износ на самом деле очень большой.
В последнее несколько лет мы наблюдаем резкое увеличение количества дефектов в Кирове – 3-4 дефекта на один километр трубопроводов. Полагаю, что в среднем за 2018 год нам придется устранять до 5000 дефектов. Для сравнения, в 2012 году мы выявили только около 1,5 тысяч. Количество дефектов утроилось! Причина очевидна: нормативный срок эксплуатации тепловых сетей — 25 лет. В городе Кирове почти ⅔ труб старше этого возраста. Это очень серьезная зона риска.
Есть еще одна зона риска, о которой мало говорят, — это система горячего водоснабжения, в просторечье трубы, которые идут от центральных тепловых пунктов к домам. По ним от ЦТП в дома подается питьевая водопроводная вода, подогретая нами до 60 градусов, с большим содержание кислорода. Такие сети служат от силы 10-12 лет. Сейчас по программе реконструкции трубы горячего водоснабжения мы меняем на пластиковые, которые не подвержены внутренней коррозии. Но проблемных участков остается еще очень много.
– Сколько труб нужно менять ежегодно, чтобы как-то выправить ситуацию?
– В текущем году мы только в рамках ремонтных работ заменим по прогнозу около 25-30 км труб. Плюс, продолжаем инвестиционную программу, по которой реконструируем еще 10 км трубопроводов. Таким образом, всего в 2018-м мы обновим около 40 километров теплотрасс в Кирове. Но этого недостаточно.
В рамках переговоров по концессионному соглашению мы как раз обсуждаем эти вопросы с администрацией Кирова и правительством области. Понятно, что одномоментно заменить все проблемные участки, а это больше 1000 километров просто невозможно. Не хватит ни ресурсов, ни техники, ни людей. Да и город просто встанет, если одномоментно начать работы на участках протяженностью в сотни километров, так как и улицы, и дворы будут перекопаны.
По нашим подсчетам, чтобы поддерживать систему теплоснабжения в текущем состоянии, необходимо обновлять ежегодно от 60 до 80 км теплосетей города. Если мы выйдем на этот объем и будем поддерживать такие темпы в течение 10 лет, то дальше достаточно будет только поддерживать систему теплоснабжения в устойчивом равновесном состоянии.
– А в Кирово-Чепецке?
– В Кирово-Чепецке сети лучше. Там большой объем сетей, проложенных открытым методом. Их состояние проще контролировать, и они меньше подвержены коррозии, так как не затапливаются грунтовыми водами. В результате мы имеем там состояние сетей, примерно такое же, какое было в Кирове в 2011–2012 годах. Количество дефектов невысокое, и система работает достаточно хорошо, там пока нет такой остроты, как в Кирове. Но эту ситуацию нужно поддерживать, нужно изыскивать финансирование, чтобы не допустить повторения той критической ситуации, которая сложилась за последние годы в Кирове. Между тем, в тарифе Кирово-Чепецка пока вообще не предусмотрено средств на обновление теплосетей. Это крайне опасно.
– С Кирово-Чепецком также ведутся переговоры по этой теме?
– В Кирово-Чепецке мы пока ведем переговоры о применении модели «альтернативной котельной». Государство определило справедливую стоимость тепла и рекомендовало использовать этот расчет в регионах. По этой методике у нас появятся ресурсы для перекладки сетей теплоснабжения.
– Какой статус у переговоров по концессии в столице области?
– В Кирове мы обсуждаем вопрос концессии уже третий год. Хочется верить, что мы все-таки придем к соглашению. Без финансирования за счет федеральных программ это либо средства местных бюджетов, либо сложное решение о повышении тарифов на транспортировку тепла.
В этом вопросе, безусловно, требуется решительность. Городу нужен «хороший врач», который понимает, что лучше все-таки удалить нарыв, чем доводить до гангрены. Да, будет неприятно, но только так мы сохраним теплосети Кирова. Других вариантов нет.
– До чего-то уже удалось договориться?
– Полагаю, мы все понимаем, что с «больным» нужно что-то делать. Нужно принять решение — что именно. Сейчас мы все-таки вышли на активное обсуждение. Речь уже идет о конкретных финансовых моделях. Со своей стороны, мы предложили несколько вариантов программы.
Администрация Кирова предлагает свои варианты. Последнее предложение сейчас заключается в том, чтобы сконцентрировать инвестиции на начальном этапе концессионного периода с возвратом средств в последующие годы.
– Можно ли выйти на необходимые объемы замены труб и инфраструктуры без роста тарифов?
– Уже сейчас мы вынуждены привлекать денежные средства от нашей головной компании, которые не обеспечены финансированием в рамках тарифа. В результате мы по итогам года получаем минус. В прошлом году убыток КТК составил около 500 млн рублей. Это страшная цифра. В условиях, когда вся ответственность за теплоснабжение Кирова лежит на нас, наша задача работать хотя бы в ноль. С такими убытками по транспорту тепла мы работать не хотим, и не будем.
– Есть ли какой-то дедлайн, когда завершатся переговоры?
– Мы уже перешагнули черту. Дальше «Т Плюс» уже не сможет компенсировать из своих источников все расходы. Если до мая следующего года мы не придем к соглашению, то вынуждены будем уйти с рынка услуг по транспортировке тепловой энергии. Недосбор средств потребителей, необеспеченность тарифом ремонтной и инвестиционной программ теплосетей не оставляют нам другого выбора.
1389 км - количество теплосетевых активов
65% - составляют полностью изношенные сети в г. Кирове
6633 - общее количество потребителей
4353 — численность персонала филиала «Т Плюс» в Кировской области
260 млн рублей — перечислено налогов в областной бюджет в 2017 г.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»