Мы используем cookie.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.
Тема номера , 14 марта 2011, 00:08
Рука помощи: инновационный бизнес рискует обжечься
Мало кто в нашем городе знает, что буквально под боком у нас растут и развиваются инновационные предприятия.
Например, предприятие «Лепсе-Нефтемаш» целиком и полностью построено на инновационном продукте, а именно на выпуске новейших интеллектуальных нефтяных насосов, интерес к которым уже успели проявить такие гиганты отрасли как «ЛУКойл» и ТНК. Мало кто знает, что на территории области, совсем рядом с Кировом, находится инновационное предприятие «Пресс-торф», продукт которого - биосорбенты - способны расщепить нефть, т. е. Полностью ликвидировать последствия ее разливов. Вещество было опробовано после аварии и образовании нефтяного пятна на Вятке, а разработки были даже предложены американским партнерам, блоку НАТО, при аварии в Мексиканском заливе...
Очевидно, предприятия от громких слов об инновациях перешли к делу. Все это облегчается (или усложняется, увидим позднее) тем, что делом занялось и государство — в Думе находится законопроект о господдержке инновационной деятельности. Насколько это сможет помочь иннопредприятиям? Не рискует ли бизнес снова обжечься?
Область стали узнавать на российском и даже международном уровне не только благодаря народным промыслам. Крупные производственники и мелкие предприятия уже давно, с помощью своих уникальных, запатентованных разработок завоевывают рынки высокоинтеллектуальной продукции. Например, новая разработка «Машиностроительного завода имени 1 мая» - кран который может прийти на любую территорию на собственном ходу (не на рельсах, а именно на собственном ходу) и поднять грузы свыше 100 тонн. Аналогов таких кранов в мире нет вообще. Заказчиком выступало министерство обороны для строительства подводных лодок, или загрузке крупных объектов, например, ракет.
– Компания «ПИК» – это российский уникум, – продолжает тему Леонид Перминов, старший советник президента Вятской ТПП. – Предприятие, возникшее с нуля, разрабатывает и серийно выпускает аппаратуру оптико-волоконной коммутации, преобразующую сигналы, приходящие по оптическим кабелям в электрические и наоборот. Их аппаратура может функционировать даже при установке на открытой местности за полярным кругом. Продукт уникальный.
По словам Леонида Ивановича, все крупные предприятия имеют те или иные инновационные зерна в своих производствах, технологиях.
Валерий Туруло, президент некоммерческого партнерства «Биотехнологический кластер Кировской области» вспоминает, как в 2000 году создавали Кировский региональный информационный инновационный центр.
– Мы его создавали между центром научно-технической информации (ЦНТИ), и правительством, как некое промежуточное звено, совместное звено, которое именно этими процессами в Кировской области и должно заниматься, – рассказывает Валерий Николаевич.
– Однако, правительство чисто номинально поучаствовало в создании подобного процесса, дальше мы вынуждены были проводить на свой страх и риск сбор информации по инноваторам, систематизировать идеи, проекты, их селекционировать. Таким образом пытались создать некую базу возможностей. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить бизнес-инкубирование перспективных идей, привязанных к нашим возможностям: человеческим, лесным, земельным, учитывая, что у нас особо не развита добыча природных ресурсов. Но это и не исключало позиционирование на биотехнологиях. В этих направлениях мы и пытались работать. После этого стали видимы определенные возможности и направления.
Последние 2 года, делегация предприятий области привозит с Московского международного салона инноваций и инвестиций только награды. 100% всех проектов (а это около 20), которые область вывозит, получают либо награды, либо спецдипломы. А самое главное - получают признание международных комиссий.
– Мы на сегодняшний день входим в топ-10 регионов по наибольшей инновационной активности, – продолжает Валерий Туруло. – По биотехнологиям входим в тройку не только по активности, но и по результативности. У нас создан первый в России действующий биотехнологический кластер, который создавался снизу, без особой поддержки, правительство больше обращает внимания на инвестиционную политику. Хотя мы четко убеждены, что без инновационной составляющей перспективный инвестиционный проект не получиться.
Проблема в том, что большим компаниям легче купить разработку за рубежом, чем выращивать зерна инноваций на своей земле, самостоятельно, вкладывая деньги. Эксперты называют тот факт, что 20 лет практически государство ничего не вкладывали в науку — существенной проблемой. По словам Леонида Перминова, несколько десятков лет назад ничего не вкладывалось в людей, которые наукой занимаются, и естественно образовалась огромная яма. Все то, что создается на уровне академической науки может превратиться в реальные технологии только через 10-20 лет. Мы сейчас пожинаем плоды того застоя науки. И сегодня, чтобы быстро что-то организовать приходиться покупать патенты, покупать ноу-хау, покупать комплектное оборудование, потому что в принципе, это более быстрый путь. Во всех странах мира в науку вкладываются крупные мощные корпорации. У нас увы такая тенденция пока не светит так ярко.
Также по, словам участников рынка, власти не особо торопятся помогать, да и, по большому счету, пока не знают как.
– Когда говорят об инноватике, подразумевают прежде всего венчурный бизнес. Хотя это не правильно, потому что ничего абсолютно нового создать невозможно, – комментирует Валерий Туруло. – Это есть импровизация существующих или комбинация каких-то продуктов и идей. Когда рассматривают венчурную деятельность, т.е. абсолютный риск, туда очень легко вгонять деньги под соответствующие программы, а потом говорить «не получилось». Таким образом очень легко распиливать средства, бюджетные в том числе.
Сегодня эта тема очень модная. Туда можно вкопать баснословные средства, при этом ничего не получив и сказав: «ну извините, риски были велики», и деньги просто списываются.
Эксперты выделят две проблемы: первая - государству инноватика нужна для распиловки денег, вторая – государство не хочет серьезно инновациями заниматься.
Хочется отметить, кстати, что одним из авторов проекта федерального закона о господдержке инновационной деятельности выступил наш земляк, депутат Госдумы Игорь Игошин. Целью законопроекта является закрепление средств правового регулирования инновационного развития, определение критериев отнесения деятельности к инновационной, установление видов и форм господдержки такой деятельности в разных сферах и на разных стадиях.
– Осуществлении мер господдержки основывается на оценочных критериях, – комментирует новый законопроект Ольга Хохлова, директор компании «Центр правовой поддержки бизнеса «Визави», советник ВТПП по правовым вопросам. – Законопроект предполагает принятие не только подзаконных актов, но и еще некоего специального закона по отношениям, относящимся к предмету регулирования данного закона, кроме того, содержит значительное количество ошибок в части пунктуации, синтаксиса, юридической техники, в связи с чем необходимы доработка и комплексная экспертиза законопроекта.
Кстати, что-то подобное происходит сейчас с 217 законом, который разрешает государственным образовательным и научным учреждениям организовывать малые предприятия. Закон давал определенные послабления в плане администрирования дел. Закон начал работать, но в течении полутора лет после выхода закона выходили различные подзаконные акты, их было порядка 40. По словам Леонида Ивановича, весь пакет документов до сих пор не принят.
– В этом законе пока нет никаких механизмов взаимодействия государства с предприятиями, – комментирует Игорь Тугаев, директор деревообрабатывающего предприятия «ФениксМ». – Например, написано, что предприятие инновационное, но как ты придешь в налоговую и скажешь: «Я инновационный, и вы с меня берите не 34 а 26 процентов». Что скажут? Скажут: «Давайте-ка посмотрим ваш перечень видов деятельности и докажите, что инновационная деятельность занимает в нем 50 или более процентов?». Здесь трудно будет доказывать. Таким образом опять же бизнесмену очень долго придется ходить вокруг налоговых, для того чтобы что-то доказать. Четкости и простоты в законах нет.
В ТЕМУ
Для внедрения инновационной модели, инноватики, предприятия должны диверсифицировать свое производство, – считаете Валерий Туруло, президент НП «Биотехнологический кластер Кировской области».
Предприятия будут устойчивы на рынке только тогда, когда создают не один продукт, а целый ряд. Если на одном рынке возникает проблема, то они могут перевести капитал в другой и погашать свои убытки за счет пересечения с другими продуктами.
– Чего здесь хотят предприятия? Они хотят получить готовую разработку. А этапом посева идеи и ее взращиванием никто заниматься не хочет, – сетует Валерий Николаевич, – наш эксперимент, который мы проводим на заводе «Маяк», заключается в том, что мы изменяем систему отношений. Мы не требуем, чтобы кто-то что-то вкладывал. Например, делается оборудование для выпечки хлеба. Схема партнерских отношений очень простая: в данном отношении конструкторы приходят наши, они приходят со своими идеями. Завод попутно использует свою конструкторскую мысль, использует свое оборудование, использует свой металл, чтобы обеспечить минимальную сборку. Это не требует дополнительных вложений. Получается, что то, что в обычном режиме стоит, скажем, 9 млн, у нас обойдется в 200 тысяч. Потому что постоянные издержки завод берет на себя, изобретатели на себя. Это совершенно другая модель. Вот тогда мы можем говорить, что мы разделили риски, вошли в партнерские отношения. Минимальный комплекс по выпечке хлеба стоит 2 млн. А у нас обошелся бы в 200 тысяч. Вот она интеллектуальная составляющая. Инновационным продуктом считается тот продукт, который дает долю рентабельности 500 %. И бизнес заинтересован в этом. Потому что риски минимальные. Не получилось, ну и ладно. Списали все на издержки.
На уровне доверия выстраиваются партнерские отношения. Проще говоря – у меня есть 5 рублей, у вас есть 5 рублей – мы обменялись пятью рублями, у нас по пять рублей и осталось. А когда у вас идея, у меня идея, мы обменялись идеями и у нас уже по 2 идеи.
ЭКСПЕРТ
Леонид Перминов,
старший советник президента Вятской ТПП
– Что такое инновация?
– Строгих границ инноваций не существует, но согласно этому проекту закона, инновация – это вещь, которая включает в себя полезные модели, изобретения, используемые при производстве инновационной продукции. Это могут быть и программы для ЭВМ, и базы данных, технологии производства, ноу-хау. Все это по сути есть инновация. Но их масштабы разнятся. Инновация может принести и рубль в год какому-нибудь индивидуальному предпринимателю, а может принести и миллиарды, если удастся запустить что-то глобальное.
– В чем проблема инноватики в области?
– Главная проблема всегда одна – «дефицит мозгов». И организационных талантов. Увы, эти ресурсы ограничены.
Главная помощь бизнесу от государства – это не мешать бизнесу. Реально создавать условия, чтобы предприниматель не блудился в исполнении законодательства. Не тратил общественно-драгоценное время на выполнение пустой работы. Увы, многие законы неоправданно трудоемки в исполнении, отрывают мозги людей от созидательной деятельности. Если бы наши законодатели ставили целью минимум общественных затрат на исполнения своих законов, мы жили бы гораздо богаче и «инновационнее», бизнес развивался бы гораздо органичнее.
– Как можете прокомментировать новый законопроект?
– Это рамочный закон. Он никакого прямого действия на инновационное развитие не окажет. Но он должен явиться «Дорожной картой» для корректировки или создания конкретных нормативных документов прямого действия, которые создавали бы реальные предпосылки для развития инновационных направлений.
ОПРОС
Что на ваш взгляд не хватает области в развитии инновационной деятельности?
Владимир Репняков,
Первый заместитель Председателя Правления ОАО КБ «Хлынов»
– Заявленный высшим руководством страны курс на инновационное развитие национальной экономики, безусловно, отвечает духу времени. Без этого, как бы мы ни старались, двигаться дальше уже нельзя. Среди главных проблем, стоящих на этом пути, назову, в первую очередь, некоторый традиционализм и даже консерватизм нашего мышления. Помните как у Булгакова: «Разруха не в клозетах, а в головах». Так и здесь. Такие масштабные проекты как «Сколково» скорее всего и дальше будут натыкаться на непонимание и даже агрессию со стороны части нашего общества. Поэтому чтобы успешно «модернизировать» экономику нужно, прежде всего, чтобы что-то «модернизировалось» в наших головах.
Илья Краев,
директор компании «Ости»
– На мой взгляд региону не хватает целостной, общей, единой программы поддержки инновационной деятельности. На сегодняшний существует областная программа, существует городская, а между ними нет совершенно никакой координации. Между ними, не хватает взаимодействия. В этом сложность.
Не дымковской игрушкой единой живет область
Мы помним, как все начиналось...
Что мешает инновациям?
И о законе...
Бизнес не готов внедрять инновации по традиционной схеме




Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии:
Добавить комментарий