Мултанское жертвоприношение: самому громкому уголовному процессу Вятки 120 лет

В современной истории Кирова немало громких уголовных процессов, которые «прославили» область на всю Россию: и дело «Кировлеса», и арест экс-губернатора Никиты Белых, и суд над криминальным авторитетом Прокопом. Но все эти дела кажутся заурядными разбирательствами в сравнении с «Мултанским делом» 120-летней давно­сти. Тот судебный процесс стал самым громким в Российской Империи, а впоследствии даже лег в основу сюжетов нескольких художественных произведений.

Утром 5 мая 1892 года девушка Марфа Головизнина из деревни Анык Малмыжского уезда Вятской губернии отправилась в соседнее селение к бабушке. Путь ее лежал через мрачный, болотистый лесок. Марфа шла по узкой тропинке, около метра в ширину и увидела лежащего мужчину. Голова его была накрыта полой кафтана. Марфа решила, что он пьян, переступила через тело и пошла дальше. На следующий день она возвращалась той же тропой, мужчина лежал на прежнем месте. Присмотревшись, Марфа поняла, что у него нет головы. 
Убитым оказался местный нищий Конон Матюнин. Дело по факту его смерти полиция возбудила лишь 10 мая. Первичный медосмотр показал, что голову отрезали еще живому человеку. Ее тогда так и не нашли. 
 

Ритуальное убийство

 
Один из местных жителей сообщил следствию, что удмурты из соседнего села Старый Мултан совершают жертвоприношения своим богам, в том числе и человеческие. 1890 – 1891 годы в тех местах выдались неурожайными. К тому же разразилась эпидемия тифа. Поэтому версия о ритуальном убийстве показалась полиции правдоподобной.
В Старом Мултане проживало 117 семей, из которых только 40 были русскими, остальные – удмуртские. Некоторые вотяки имели собственные ритуальные шалаши. В одном из них, принад­лежащем зажиточному крестьянину Моисею Дмитриеву, полиция обнаружила посуду со следами крови и икону Николая Чудотворца.
На вскрытии врачи обнаружили, что у тела нет сердца и легких. После этого сомнений в ритуальном убийстве у следствия не осталось. По версии полиции, нищего Конона Матюнина «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь». 10 удмуртов из Старого Мултана обвинили в ритуальном жертвоприношении языческому божеству. 

 

Судебный процесс

 
Суд с участием присяжных заседателей, состоявшийся в декабре 1894 г. в Малмыже, оправдал троих обвиняемых, а семь человек признал виновными и осудил на каторгу. Один из присяжных, видя, что дело сфабриковано, отправился в Петербург и подал жалобу в Сенат. Дело попало на рассмотрение к Анатолию Кони, который был известен, в частности, тем, что оправдал террористку Веру Засулич. 
После этого «мултанское жертвоприношение» получило широкую огласку. И на новое разбирательство, которое назначил Сенат, отправились многочисленные журналисты и общественные деятели. 
Больше всех над мултанским делом работал писатель Владимир Короленко – народник, политический активист, который годами находился под надзором полиции. Он написал целую серию репортажных очерков. 
Новый процесс начался в сентябре 1895 года. Теперь за ним следила вся читающая Россия. Но присяжные в очередной раз подтвердили виновность вотяков. Защитники подсудимых вновь отправились в Сенат с кассационной жалобой.
Дело получило еще более широкий общественный резонанс. В итоге на третьем разбирательстве в 1886 году обвиняемые были оправданы, поскольку защитникам удалось представить неопровержимые доказательства их невиновности. Большую роль в этом сыграло выступление Владимира Короленко. 
И только в 1897 году мултан­ское дело было раскрыто. Оказалось, что убийство совершили двое русских крестьян из деревни Анык. Они хотели выселить удмуртов и поделить их землю между собой, а для этого инсценировали жертвоприношение. 
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: