Как пережить «идеальный шторм»

 

В «Сколково» состоялась открытая онлайн-конференция  о том, как бизнесу взаимодействовать в период пандемии и ее последствий.

Олег Шибанов, директор центра исследований финансовых технологий и цифровой экономики «СКОЛКОВО-РЭШ»

 Макроэкономика и Россия

 Что будет с ввп в разных кварталах?

— Российская и мировая экономики сейчас испытывают огромное давление. Коронавирус, нефтяной вопрос и падение рубля. При этом ситуация меняется в режиме реального времени. Тем не менее мне, как макроэкономисту интересно наблюдать, как экономики реагируют на коронавирус.
Есть реальный прогноз, что будет происходить с ВВП в разных кварталах: минус 12% в первом квартале, а в третьем — наоборот, бурный рост. По итогам года можно спрогнозировать ВВП в районе нуля. Это существенное замедление для мировой экономики. 
Goldman Sachs (один из крупнейших в мире инвестиционных банков) собрал мнения американских представителей малого бизнеса о грядущей ситуации. 51% предпринимателей кричат: «Ребята, мы не выдержим даже три месяца!». 
Уже в феврале было заметно, что и в США, и в мире в целом экономика замедляет свои темпы, а в Штатах безработица скоро вырастет до 30%. Март и вовсе окончательно настроил нас далеко не на самое хорошее. 

Результат действий ЦБ и Минфина

Очевидно, что нефтяные рынки сильно просели. Трудности перезаключения соглашения привели к тому, что мы сейчас находимся в сложной ситуации. 
Несмотря на это, российский рынок, особенно рублевый, более-менее стабилизирован именно действиями Центрального Банка и Минфина. И у того, и у другого есть инструменты, чтобы поддержать рубль, по крайней мере, в ближайшем времени. Если смотреть критически, речь о том, что сегодня курс относительно стабилен, хоть и он тоже довольно сильно просел, — это результат действий ЦБ и Минфина по естественному регулированию через бюджетное правило. Если бы этой стабилизации не было, было бы, наверное, еще хуже. Но тем не менее бюджетное правило стабилизирует рубль на том уровне, на котором он сейчас колеблется.

Михаил Кучмент, сооснователь «Hoff», выпускник программы Executive MBA Московской школы управления «СКОЛКОВО»

 Мой способ сохранить свой бизнес

 Максимально усиливаем маркетинговую активность
— Я уверен, что мы поборем вирус, и экономика восстановится, потому что правительства всех стран как никогда настроены по-боевому и будут максимально помогать. Я думаю, что минимум год все будут находиться в достаточно тяжелой ситуации, и здесь очень важно иметь запас прочности, чтобы пережить этот сложный момент. Начинающийся кризис будет уже третьим по счету кризисом, который переживает наша компания. Мы начинали во времена кризиса 2009 года, потом был кризис 2014 года. На самом деле, действия достаточно стандартные. 
Первое и самое главное — это удержать продажи и клиентов. Мы максимально усиливаем маркетинговую активность, но ни в коем случае нельзя повышать цены, и я очень рад, что наши поставщики, которыми являются в первую очередь российские фабрики, нас в этом поддерживают. Мы не поднимали цены. И не планируем это делать в ближайшее время точно. Мы понимаем, что уровень платежеспособности населения снизился.

Развитие онлайн-направления

Мы не останавливаем развитие каких-то стратегически важных проектов, которые в первую очередь связаны с цифровой трансформацией компании, проектов, которые нам должны или улучшить клиентский опыт, или повысить нашу эффективность. Где-то мы мыслим дальними горизонтами, но в каких-то вопросах, принимаем решение сиюминутно. Сейчас идет активное развитие онлайн-направления. Надо понимать, что люди проводят дома больше времени, что означает потенциальную важность обустройства интерьера. Нужно мыслить категориями, и тогда вы обратите внимание, что категория «домашний офис» сейчас набирает обороты, опять же по причине «удаленки». 
Также, сейчас максимально важна оперативность реакции на что бы то ни было: на падение трафика, на падение спроса, на переговоры с поставщиками и арендодателями... Все эти вещи нужно делать моментально. К примеру, если на твоих полках нет антисептика, то у тебя нет 3 месяцев для поиска нового поставщика. Сложившаяся ситуация — прекрасный стресс-тест для всех компаний. 

Когда ты на «пятой передаче», все быстрее и интереснее

Очень много людей сейчас говорят о поддержании иммунитета. Есть два основных способа поддержать его: минимум стресса и крепкий сон. Надо просто высыпаться и не загонять себя негативными мыслями в стрессовую ситуацию.
Желательно минимизировать общение с паникерами, не смотреть ежедневно на какие-то цифры, отписаться от различных групп в соцсетях, куда постоянно вбрасывают жуткие истории, и вместо всего этого заниматься бизнесом. 
Это лучшее, что мы можем сделать — потратить энергию на полезные вещи.Не забывайте! Кризис — всегда еще огромные возможности. Мы в нашей компании за неделю придумали столько же идей, сколько, наверное, за год не придумывали! В экстренном режиме, когда ты на «пятой передаче», все происходит быстрее и интереснее. У нас команда настроена по-боевому. Мы видим для себя огромные возможности, слаженно работаем вместе, как единый организм. Наверное поэтому у всех нас очень высокая мотивация.

Не нарушайте хрупкую экосистему

Я призываю вас, в ситуации когда можно бороться за клиентов, за продажи, фокусироваться в первую очередь на этом. Мы, как и любые другие здравомыслящие предприниматели, ставим перед собой задачу максимально сохранить наш бизнес и сотрудников, перед которыми у нас социальные обязательства, сохранить всю цепочку поставок, продолжать покупать товары у наших поставщиков. 
Это более 50 фабрик в России, на которых работают порядка 15 тысяч человек, и все они также зависят от нас, от покупателей. Не нужно нарушать эту хрупкую экосистему.  Мы будем делать все, что в наших силах, для того чтобы сохранить наш и не только наш бизнес.

Максим Белухин, директор Центра executive-коучинга, развития и карьеры Московской школы управления «Сколково»

 Что нужно сейчас вашему клиенту
 Вчера все работало, а сегодня перестало!

 —Многие боятся неопределенности, даже не замечая, что ее всегда очень много. Чем более высокий уровень занимает руководитель, тем больше у него неопределенности. 
Если посмотреть на работу директоров любых крупных предприятий, то станет понятно, что им постоянно приходиться принимать решения при недостатке какой-либо информации. Большинство руководителей и собственников научились с этим достаточно хорошо работать, например, через постановку задач. 
Но иногда бывает, что предприятие делает все то же самое, но алгоритмы больше не работают, не приносят желаемого результата. И вот это и называется «кризис неопределенности». Как же быть?

Когда все вокруг рушится, надо смотреть на перемены

Очень большая ошибка сейчас — приходить к своей команде и говорить, что ты все знаешь. На мой взгляд, для того чтобы поставить задачу, когда уже случился «кризис неопределенности» и когда уже все плохо, есть два варианта: либо лидер все-таки знает, что конкретно делать прямо сейчас, тогда он спасает бизнес, либо он не понимает, что делать. Во втором случае нужно просто прийти к команде и быть абсолютно честным, сказать, что произошел кризис, и хоть мы пока не знаем что делать, но скоро в этом разберемся.
Лидер ни в коем случае не должен демонстрировать панику. Порой для того, чтобы сплотить команду, достаточно лишь спокойной уверенности в том, что этот кризис: а) очередной, не первый и не последний; б) в моменте не понятно, что делать, но мы понимаем, как сейчас будем это выяснять. 

Слушай и ничего не обещай

Для того, чтобы построить новое направление вашей деятельности, которое будет полезным, для начала нужно поговорить с клиентами. Наша задача, как это ни странно, изучить мир через наших контрагентов и клиентов. Придите к ним  и говорите в первую очередь о них. 
Задайте им вопросы: «Что сейчас у вас происходит? Какая у вас цель? Что у вас получается? Что не получается? Что планируете делать? ». А дальше просто впитывайте как можно больше того, что они вам скажут. Тем самым вы: а) помогаете себе понять, что у вас происходит; б) помогаете вашему контрагенту понять, что ему надо структурировать, чтобы понять происходящее. И уже после этого, когда у него чуть-чуть сформировалась картинка, спросите его: «А что ты хочешь от нас в этой ситуации? Как бы мы могли тебе помочь во всех этих историях, которые ты нам сейчас рассказал? Что мы делаем хорошо, что плохо?». Дальше самый сложный момент: не надо соглашаться ни на что из того, что вам предложит контрагент. 
Просто возьмите паузу, чтобы подумать. Главное, ничего не обещать.
Вы должны дать не то, чего хочет клиент, а то, что ему сейчас нужно. Если вы не хотите слушать клиента и внедрять что-то сверх того, что уже умеете делать, это большая большая ошибка. 


Евгений Каганер, проректор бизнес-школы «СКОЛКОВО» по академическим и образовательным вопросам: 

— Многие говорят: «Мир не будет таким, каким он был до кризиса». Но здесь не все так однозначно. Я думаю, что еще больше госуслуг будет предоставляться онлайн, и мы уже никогда не вернется к оффлайну. Это хорошая новость. С другой стороны, в каких-то сегментах люди пресытятся онлайном и с большим желанием вернутся в оффлайн, туда, где они смогут получить живое общение. Отчасти это будет касаться и системы образования. Уже сейчас некоторые наши клиенты, особенно корпоративные, не готовы замещать традиционные офлайновые сессии онлайновыми на период кризиса. Они говорят: «Нет, мы лучше дождемся, когда это закончится. Хотим, чтобы можно было все пощупать руками». Думаю, скоро появится много низкокачественных онлайновых продуктов, что отодвинет часть потенциальных потребителей от самого продукта.

Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова: 

— Великий психолог и философ Виктор Франкл говорил: «Тот, кто знает, «зачем», сумеет выстоять любое «как». Поэтому ключевой вопрос: «Понимаем ли, зачем с нами происходит то, что происходит? По каким причинам в разных местах планеты люди оказываются вынуждены идти на самоизоляцию?». 
Есть две стратегии, от которых зависит наше восприятие и принятие ситуации изоляции. Первая – это стратегия страуса, которая состоит в следующем: «Я не понимаю, что происходит, многие риски, о которых говорит телевидение и газеты — это переоценка кризиса, меня он обойдет».
Перед нами эпидемия, которая является проявлением планетарной катастрофы и одновременно проверки на кооперацию, на взаимодействие и на умение жить сообща. Об этом сегодня говорят лучшие умы разных стран. Во Франции об этом говорит замечательный исследователь, социолог Морен, в Израиле об этом говорит известный футуролог Кхарари. Везде говорят: «Что бы ни происходило, мы можем встретить эту катастрофу, эту беду только общими усилиями, и гигиена, изоляция — это спасение других и спасение себя». 

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково»

— Кризис — это такая удивительная иллюстрация наших взаимозависимостей. Казалось бы, выпадают далекие для какого-то конкретного бизнеса отрасли, и валится вся пирамида, вся цепочка, потому что мы зависим друг от друга, мы — участники этой цепочки: неважно, производители или потребители.

По материалам журнала «Бизнес Класс»

Источник фото – skolkovo.ru

COVID-19 коронакризис
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: