Дыра во времени: как попасть в XIX век
Маленький городок Лальск сегодня — образцовая глухомань, затерянная в тайге на севере области. Из Кирова сюда даже нет прямой асфальтированной дороги. А когда-то это был процветающий купеческий город, из которого снаряжались торговые экспедиции в Китай и Сибирь.
В отличие от остальной Кировской области, Лальск относится к русскому Северу, его прошлое тесно связано с Великим Устюгом. Именно здесь северные архитектурные традиции встретились с вятскими, из чего получилось совершенно необычное сочетание. Да и с конца XIX века городок почти не изменился. Так что если хотите совершить путешествие во времени, побывайте в Лальске. Правда добираться туда придется через Великий Устюг.
В 1570 году Лальск основали новгородцы, бежавшие от погрома, учиненного в их родном городе Иваном Грозным. В том погроме погибло множество жителей Новгорода, а сам город навсегда перешел в подчинение Москве. Беглецы, обойдя стороной Великий Устюг, основали поселение в глухом месте на берегу реки Лалы. Но этот выбор оказался на редкость удачным — довольно скоро город оказался на пересечении торговых путей: на север в Архангельск и Сольвычегодск, на запад в Москву через Устюг, на юг в Хлынов (Вятку), и на восток — в Сибирь и Китай. В XVII и XVIII веках Лальск был богатым купеческим городом.
Торговый «бум»
В Лальске было четыре ярмарки: Михайловская (конная), Никольская (льняная), Архангельская и Благовещенская. На ярмарки, длившиеся три-четыре дня, приезжали издалека. Из Китая привозили чай, фарфоровую посуду, жемчуг и шелковые ткани; из Сибири – шкурки пушных зверей; из Архангельска – рыбу, деревянное масло, сукно, олово, вино «ренское»; из Вятки – хлеб. Основными местными товарами на ярмарках были пряденый лен, холсты, крашенина, пестрядь, брань (полотно, тканое узором).
Заводы и церкви
Широкая торговля способствовала и промышленному развитию Лальска. По указу Петра I купец Саватеев построил винокуренный завод около деревни Лаврово. Лальские и устюгские купцы Поповы имели чугуноплавильные заводы в 110 км от Лальска. В течение ХVIII века только в одном Лальске были построены семь каменных церквей, и во многие из них были вложены купеческие капиталы.
До сегодняшнего дня сохранились Воскресенский собор, возведенный в 1698–1717 гг., Богоявленская церковь, Иоанно-Предтеченская церковь и Успенская церковь на лальском кладбище, построенная на средства купеческой вдовы Юрьевой.
Заштатный городок
Однако со второй половины ХVIII века торговать с Западной Европой Россия начала в основном через Петербург. Сократилась торговля с Архангельском и у Лальска. В 1763 г. был проложен новый путь в Сибирь – Московский тракт через Казань, Екатеринбург и Тюмень. Лальск оказался в стороне от большой дороги, от важнейших торговых путей, и к 1805 г. превратился в заштатный городок.
В 1897 – 1898 гг. в этом районе построили железную дорогу Котлас – Вятка. Она обошла Лальск стороной, дорогу проложили в 27 км от Лальска через Лузу. Так Луза постепенно стала городом, а потом и вовсе забрала у Лальска статус районного центра. В советское время провинциальность Лальска еще больше усилилась. Старинный и некогда процветавший город теперь является поселком городского типа в Лузском районе Кировской области с населением 4550 человек.
До появления Санкт-Петербурга через Лальск проходили торговые пути в Архангельск, Москву и даже Китай.
Комментарии:
Добавить комментарий