Два года назад 28 июля президент подписал указ о назначении Игоря Васильева исполняющим обязанности губернатора Кировской области. В сентябре прошлого года он получил поддержку 64% пришедших на участки вятских избирателей. «Навигатор» подводит промежуточные итоги управления нашей областью правительством Игоря Васильева.
Действующий губернатор пришел на Вятку с заданием навести элементарный порядок в регионе, который оказался в центре коррупционного скандала. При этом познания Игоря Васильева о Кировской области вначале вряд ли превышали информацию из «Википедии». Практически весь первый год, который превратился в непрерывную избирательную гонку, он посвятил изучению области не по бумагам и отчетам, а через бесконечные поездки по городам и весям.
Можно констатировать, что многие сомнительные проекты предыдущей администрации, особенно в лесной сфере, были остановлены. Точней, что-то удалось сделать быстро, однако целый ряд историй тянутся до сих пор, а вложенные в них ресурсы оказались заморожены. Правительство Васильева фактически отказалось от обязательств своих предшественников.
Губернатору удалось не только сбалансировать бюджет, но и серьезно увеличить доходы региональный казны. Сказалось наличие нужных связей на федеральном уровне. Вместе с тем, чем дальше, тем больше прослеживается ориентация правительства на крупные федеральные и транснациональные компании. Местному среднему и тем более малому бизнесу в этой модели практически нет места.
Тема особенно актуальна в условиях, когда федеральное правительство концентрирует огромные ресурсы в специальных фондах. Правда, большинство из них будет финансировать частные проекты, «ценник» на которые — от миллиарда и выше. Способны ли местные бизнесмены вписаться в них?
Если нет, то нам придется рассчитывать на привлечение правительством Игоря Васильева внешних инвесторов. Правда, при таком раскладе все сливки будут снимать на берегах других рек. Правда и это не самый худший сценарий.
Промышленность(+)
- Восстановление работы завода «1 Мая», производства ДВП в Кирово-Чепецке.
- Получение Вятскими Полянами статуса ТОСЭР.
- Развитие проектов «Нанолек» и «АВВА Рус» в фармацевтической сфере.
- Инвестиционные проекты «ОЦМ» и «ОМЗ» в металлургии.
(-)
- Неудачные попытки решить проблемы сосновского судостроительного и белохолуницкого машиностроительного заводов.
- Нет движения по строительству завода по производству препаратов крови «Росплазма».
- Отсутствие видимых результатов работы институтов развития (Совет главных конструкторов, Инжиниринговый центр, Фонд развития промышленности, Корпорация развития КО).
Лесной комплекс
(+)
- Запуск второй очереди «Вятского фанерного комбината» с перспективой расширения проекта.
- Начало производства на «Мурашинском фанерном заводе».
- Рост доходов бюджета от лесной сферы.
- Начало производства в Лузе на площадке «Хольц Хаус».
- Лесные аукционы
(-)
- Заморожен проект «Кировской лесопромышленной компании» в Лесной Поляне.
- Не решены вопросы лесоустройства.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность(+)
- Рост производства сырого молока.
- Близка к урегулированию ситуация с банкротством «Абсолют-Агро».
- Реализация проекта агрохолдингом «Дороничи» животноводческого комплекса в Неме
- Привлечение инвесторов, подготовка к реализации проекта «Орел Нобель-Агро» в Малмыжском районе.
(-)
- Ценовой кризис на молочном рынке.
- Сокращение объемов переработки молока.
- Не восстановлено производство на Яранском СВЗ.
- Продолжение кризиса в птицеводстве.
- Не оформлена анонсированная программа «Миллион тонн молока».
Строительство и ЖКХ(+)
- Жесткая позиция на переговорах по условиям концессий кировских теплосетей и водопровода.
- Соблюдение графиков реализации новой модели обращения с ТКО.
(-)
- Обвал на рынке жилищного строительства.
- Банкротство «Строимит», кризисное состояние КЧУС и КРИК.
- Сохранение проблем с дольщиками.
- Заморозка строительства Куменского водовода.
- Ускорение роста тарифов.
- Недофинансирование проектов газификации.
Малый бизнес(+)
- Сокращение серых зарплатных схем, попытки создать равные условия для конкуренции.
(-)
- Сокращение программ льготного финансирования малого бизнеса.
- Рост налоговой нагрузки.
Дороги и транспорт(+)
- Включение региона в проект «Безопасные и качественные дороги» и увеличение финансирования на ремонт дорог
- Передача на федеральный баланс трассы Кострома – Пермь.
(-)
- Заморозка строительства дороги Опарино – Луза.
- Упадок в сфере общественного транспорта в Кирове и на межгороде.
- Уход лоукостера «Победа» из аэропорта Победилово, стагнация авиаперевозок.
Медицина, спорт и образование(+)
- Завершение строительства Детского космического центра.
- Ремонты в больницах, рост финансирования ЦРБ.
- Развитие медицинского туризма.
- Создание единой госслужбы скорой помощи, отказ от аутсорсинга.
- Расцвет санавиации.
- Отказ от приватизации госаптек.
(-)
- Скандал с ремонтом просницкого кадетского корпуса.
- Не сдан хирургический корпус Нолинской ЦРБ.
- Барьеры для частных компаний в сфере финансирования по ОМС.
- Ликвидация профессионального спорта («Родина», «Олимпия»).
Роман Береснев, председатель Федерации независимых профсоюзов области, бывший вице-губернатор
– Я работал с несколькими губернаторами. Каждый человек уникален. У Васильева есть определенная система, нужно ее понять и с ней работать. В целом, мы видим нормальную «понимаемость» тех вопросов, которые необходимо решать. Работа идет. Результаты есть. Стандартный подход — мы всегда хотим чего-то большего, чем получаем. Тем не менее, мы видим, что идет постоянная кропотливая работа по достижению целей региона.
Николай Шаклеин, экс-губернатор Кировской области
– Весьма положительно оцениваю промежуточные итоги работы Игоря Васильева. Обращает внимание, что действующий губернатор и его команда охватывают своим вниманием все стороны жизни области. Есть очень много сложных проблем, которые невозможно решить за такой короткий срок — два года. Но, думаю, Игорь Васильев и руководство области правильно понимает то, что нужно делать, и грамотно выстраивает свою позицию.
Ольга Сыкчина, депутат ОЗС (ЛДПР)
– Меня волнует то, что губернатор управляет областью уже два года, но мы до сих пор не видим плана социально-экономического развития именно Кировской области. Такого плана, который бы был выработан совместно с парламентом на благо вятских жителей. Я уже не раз высказывалась о том, что недовольна существующей ситуацией. Мы не движемся вперед. В лучшем случае мы топчемся на месте. И это на фоне отсутствия плана дальнейших шагов.
* По данным правительства КО, регионального Минфина, Кировстата, Росстата, Минлесхоза КО
VK.Widgets.Poll("vk_poll", {}, "299723489_38183cb9c5095d6be1");Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»