Бюджетный оптимизм: Интервью министра финансов

Лариса МаковееваС самого начала до сегодняшнего дня вся карьера Ларисы Маковеевой связана с министерством финансов области. Это ведомство она возглавила в конце октября 2016 года. Напомним, это было крайне напряженное время, когда после ревизии федерального минфина регион должен был в экстренном порядке перечислить в Москву около 15 миллиардов рублей, то есть треть годовых доходов регионального правительства.

С тех пор бюджет области сводится с профицитом. В декабре прошлого года минфин впервые за 12 лет выпустил региональные облигации. Тем не менее, в деловой среде жесткая финансовая политика региональной власти, нацеленная на погашение долгов перед федеральным правительством, вызывает беспокойство по поводу перспектив дальнейшего роста налогов. Есть ли сейчас деньги в региональной казне и оправданны ли опасения по поводу роста налоговой нагрузки на бизнес, министр финансов Лариса Маковеева рассказала в эксклюзивном интервью «Навигатору».

 

– Уже опубликованные данные показывают, что с доходами у областного бюджета все очень неплохо. Как вы оцениваете состояние бюджета в текущем году?

– Полугодовая отчетность, результаты поступления и расходования средств бюджета за этот период позволяют достаточно уверенно строить прогноз до конца года. В прошлом году мы получили на 7,5% больше собственных доходов. Это положительная тенденция, в том числе на фоне других субъектов федерации. В первом полугодии 2019 года темп прироста составил 12%. 

Но это не повод ослаблять внимание к вопросу поступления доходов. В июле-августе у нас сезонный пик поступлений. Надеемся на сохранение складывающейся тенденции.

– Повлияла ли на доходы бюджета переоценка кадастровой стоимости?

– Переоценка 2018 года затронула лишь незначительную часть объектов. Серьезные изменения могут произойти по результатам работ текущего года, которые затронут значительно больше объектов недвижимости и земельных участков. Итоги кадастровой оценки будут подведены позже и учтены при формировании областного и местных бюджетов следующего года.

Если вернуться в текущий период, то за полугодие поступление налога на имущество организаций составило почти 70% от запланированных сумм.

– В целом неналоговые доходы области сократились. Полагаю, речь идет о снижении поступлений от административных штрафов.

– В целом сокращение поступления неналоговых доходов не отмечается. Да, есть определенное сокращение по отдельным видам неналоговых платежей, в основном, это связано со штрафами за нарушение правил дорожного движения. Это объясняется увеличением количества оплачиваемых постановлений об административных правонарушениях дорожного законодательства с 50% скидкой в двадцатидневный срок, а также  организационных вопросов по  работе камер фото- видеофиксации.

– В ряде регионов России есть проблемы с так называемым освоением бюджетных средств. У нас в области все в порядке с расходами?

– Мы пока не видим предпосылок к неполному освоению ассигнованных средств. В текущем году процент даже выше, чем в прошлом году, в том числе на фоне увеличения финансирования как со стороны Федерации, так и за счет наших собственных источников.

С точки зрения государственных расходов, возможно, более значимым является процедура заключения контрактов. Перед нами стояла задача определить если не всех, то большинство поставщиков и подрядчиков еще в первом полугодии. В результате за полугодие сумма уже проведенных госзакупок составляет почти 88%. Кстати, экономия составила около 295 млн рублей.

Инфорграфика бюджет 2019

– Традиционно считается, что у муниципальных бюджетов дела обстоят на порядок хуже. Как вы оцениваете их состояние в 2019 году?

– Действительно, у многих территорий порой всего 20% средств — собственные доходы. Но в любом случае все наиболее важные расходы финансируются за счет дотаций и субсидий из бюджета области.

По некоторым муниципальным образованиям в текущем году я вижу некоторое сокращение собственных доходов. Например, ситуация в Вятских Полянах, где по объективным причинам сократились поступления в городской бюджет. Решения по таким ситуациям будут приниматься по итогам девяти месяцев.

– В этом году заканчивается «испытательный срок» по соглашению с федеральным минфином о реструктуризации бюджетных кредитов на сумму больше 15 млрд рублей. Судя по росту поступлений, региональное правительство может рассчитывать на новую рассрочку.

– Это очень важная задача. По итогам 2018 года данное условие выполнено. Ставится задача по выполнению данного условия и в 2019 году. Это позволит продлить реструктуризацию с 7 до 12 лет, позволит вдвое снизить годовые платежи по возврату кредитов, а высвободившиеся средства направить на финансирование социально значимых расходов бюджета.  

Признаться, другой вариант даже не рассматривается. Приложим все усилия для его выполнения с расчетом заключить в 2020 году новое соглашение о продлении срока реструктуризации.

– Как вы оцениваете общее состояние госдолга области?

– Правительством области реализуется стратегия поэтапного снижения госдолга. На начало года у нас была задолженность 25,1 млрд рублей. На конец года мы планируем — 24,3 млрд рублей.

На самом деле важен не только абсолютный показатель госдолга. Нужно понимать его отношение к собственным доходам. Кстати, аналогично поступают банки, когда сравнивают кредитную нагрузку и доходы заемщика. То есть на наш статус как должника оказывает влияние и рост собственных доходов. В результате за год мы планируем сократить долговую нагрузку примерно на 5 процентных пунктов до 76,2%.

– Областные облигации. Они эмитированы, но пока правительство держит их у себя. Будут ли они доступны в 2019 году?

– Изначально, еще на стадии проработки вопроса, планировалось за счет выпуска облигаций заместить ими более дорогие на тот момент времени кредиты коммерческих банков. Но это длительная процедура. Она заняла более полугода. К моменту эмиссии проценты по привлеченным кредитам оказались ниже, чем ставки на рынке облигаций. 

Мы не стали полностью отказываться от идеи. Чтобы повторно не проходить все этапы эмиссии, мы приняли решение продать минимальный объем облигаций. Сейчас теоретически есть возможность реализовать всю эмиссию в размере 5 млрд рублей или ее часть, когда возникнет такая необходимость. 

Сейчас ситуация складывается так, что, скорее всего, в текущем году они вряд ли будут выпущены на рынок. Возможно, с учетом целей нацпроектов решение о размещении облигаций будет принято в 2020-м.

Облигации будут выведены на рынок при снижении средней ставки по облигациям региона ниже 7,7% годовых. Это средневзвешенная ставка, которую область сейчас платит по банковским кредитам. Второй вариант – если будет разработан интересный крупный региональный инвестпроект.

– Потенциальных инвесторов интересует, будут ли доступны облигации розничным покупателям, а также планируете ли вы обеспечивать их постоянное присутствие на бирже?

– Я не могу прогнозировать количество потенциальных покупателей областных облигаций. Они будут размещаться на торгах. Что касается второго вопроса, то его мы пока не прорабатывали. До размещения выпуска это преждевременно.

– Что ждать кировскому бизнесу в следующем году в сфере налогообложения?

– Большинство решений в налоговой сфере принимаются на федеральном уровне. Основной вопрос, который влияет на бизнес-климат и на который влияет регион, — это вопрос льгот по отдельным видам налогов. Сейчас перед нами стоит задача повышения их эффективности. Это не означает их отмену. Нужно добиться того, чтобы та или иная предоставленная льгота явно демонстрировала позитивную динамику других показателей: рост инвестиций со стороны получателя, увеличение рабочих мест, рост зарплат и производительности труда и так далее.

В настоящее время планируется рассмотреть вопрос замены действующих льгот по налогу на прибыль так называемым инвестиционным налоговым вычетом. Этот механизм будет обсуждаться с деловым сообществом. Сейчас льготы по налогу на прибыль получает очень узкий круг предприятий. Новый механизм, если он будет принят, позволит расширить круг предприятий, которые получат доступ к налоговому стимулированию.

– Как вы считаете, действующая налоговая политика способствует экономическому росту и развитию бизнеса в Кировской области?

– Это очень широкий вопрос. На федеральном уровне, на уровне Минфина России, речь идет о стабильности налоговой политики. Под этим подразумевается неувеличение налоговой нагрузки на бизнес по крайней мере на среднесрочную перспективу.

Отмечу, что представители бизнеса в нашем регионе имеют серьезное влияние в том числе и на налоговую политику, например, через участие в работе регионального парламента. Многие депутаты непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью и могут реально судить и о механизмах администрирования налогов и о том, какое влияние инициативы правительства окажут на отрасли и конкретные предприятия. В последнее время правительство поддержало целый ряд поправок, предложенных депутатами.

 
минфин облигации госдолг Финансы областной бюджет
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: