Антимонопольщики рассказали о перспективах реализации реформы унитарных предприятий

С принятием Федерального закона от 27.12.2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 485-ФЗ) установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

Новые изменения вступили в силу 08 января 2020 года.

Внесенный еще в сентябре 2018 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект № 554026-7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» вызвал широкую дискуссию как в научной, так и правоприменительной среде.

Примечательно, что упоминания о несовершенстве и бесперспективности такой организационно-правовой формы как унитарное предприятие встречаются еще в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г. Указанным документом рекомендуется постепенная замена унитарных предприятий другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики.

Вопрос об оптимизации унитарных предприятий и преобразовании их в другие организационно-правовые формы был обозначен еще раньше, в 1999 году с принятием Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024).

Многие ученые рассматривают унитарное предприятие как правовую форму, унаследованную из советского гражданского права, исчерпавшую себя и не отвечающую условиям современной рыночной экономики.

В первую очередь это связано с тем, что унитарное предприятие – единственный вид коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества и обладающей строго целевой (ограниченной) правоспособностью. С позиции защиты публичных интересов такой подход противоречит основным принципам организации рыночного хозяйства и нормального имущественного оборота: несобственник никогда не сможет самостоятельно распоряжаться переданным ему имуществом, определять виды хозяйственной деятельности. Вместе с тем, установленные гарантии призваны прежде всего охранять интересы не коммерческого предприятия, а стоящего за ним собственника – публично-правового образования.

Указом Президента РФ от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Именно указанным правовым актом (в содержании Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) на Правительство РФ была возложена обязанность обеспечить внесение в установленном порядке в Государственную Думу РФ проекта федерального закона, предусматривающего ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

фото: frontdesk.ru

 

Источник: http://www.vcci.ru/vtpp/adinf/detail.php?ID=70737
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: