Стратегия выживания в кризис

«Крутой бизнес-тренер» - именно такая мысль возникает после первых минут общения с ним. Причем Андрей Тыленко - не теоретик, как многие, кто называет себя бизнес-тренерами, а чистой воды практик. Все, что он говорит, он сам же тестирует на собственном бизнесе. А таковых у него было не мало. В перестройку – корпорация «Капотня» - крупнейшее объединение по нефтедобыче. Затем - торговля нефтепродуктами и первая в РФ фармацевтическая фабрика, сертифицированная по стандартам Евросоюза.

Сегодня, как он сам говорит, - немного бизнеса (портовое хозяйство, строительство, IT-технологии) и чуть больше науки - 17 лет Тысленко владеет и руководит исследовательской компанией «Фаисом-Лаборатория».

В Кирове он провел тренинг на «Форуме молодых миллионеров» и рассказал, как не только сохранить, но и развивать бизнес в кризис.  


Тема вашего тренинга «Бизнес — правила выживания». Расскажите тезисно, каковы же эти правила?

В общей сложности наши специалисты проанализировали прохождение кризиса в 38-40 компаниях, и выявили устойчивые закономерности, которые проявились у всех, кто прошел предыдущий кризис успешно. Поэтому я рассказываю на семинарах, как найти основные решения, которые имели максимальный эффект, и, в первую очередь, до 2009 года. Я рассказываю, как работать с акционерами, потому что самый большой балласт - это спящие акционеры, которые когда-то дали денег, а в данный момент просто хотят пожизненные дивиденды. Но сейчас компаниям требуется совсем другое — создание резервных фондов, а не балласт.

Также говорю о том, что полностью меняются подходы к системе экономического стимулирования, потому что один из самых эффективных способов - это полный уход от базовых ставок. В данный момент нужно переходить только на процентную систему оплаты. При этом, процент должен повышаться для тех, кто действительно работает. Соответственно, каждому руководителю бизнес-проектов и предприятий нужно обратить внимание на качество подбора людей, потому что позволить себе роскошь иметь дураков и бездельников в период кризиса — нельзя.


Как считаете, стоит ли открывать новый бизнес в кризис? Как правильно выбрать нишу?

Ориентироваться современному бизнесу нужно только на живой потребительский рынок. Сейчас будет открываться масса ниш: в производстве, в строительстве, но полностью поменяется ставшая за последние годы привычной структура рынка. Например, будет меньше капитального строительства, но больше ремонтов. Будет меньше продаж новых автомобилей, но будет развиваться рынок ремонта авто и вторичных продаж. И тот, кто быстрее среагирует на изменения рынка и правильно сделает выводы, тот и будет на коне. А тот, кто будет по-прежнему сидеть в пафосном офисе автодилера, и ждать, когда вернуться сладкие времена  -  останется ни с чем.

Уже сейчас около 30% автодилерских компаний находятся на стадии банкротства и закрытия. Но о том, что можно развивать сервис вторичного рынка по поддержанию этого автопарка, почему-то никто не думает. Пафосная инерция сытых годов - вот что убивает любой бизнес, особенно в кризис. Я не говорю, что нужен абсолютно новый взгляд, все гораздо проще - нужно просто вернуться к свежему, реальному взгляду на жизнь. У нас в России зарплаты выросли практически в 1,5-2 раза. А мы стали в 1,5-2 раза качественнее работать? Нет. Стало нормой жизни, что девочка, которая закончила непонятный вуз, приходит в компанию и говорит: «Я на рынке в регионе стою 1000 долларов, а на рынке Москвы - 2200 долларов». Но что она из себя представляет? Да ничего.

Люди стали много тратить: нормой стало 2 раза в году отдыхать заграницей. Особенно это любят пафосные менеджеры среднего звена. А что, эти менеджеры стали больше работать? Опять же, нет. Вот и происходит коррекция поправочного коэффициента. И эта божественная коррекция справедливости и есть кризис.


У вас есть свой бизнес в разных сферах, при этом вы активно занимаетете консалтингом, проводите бизнес-тренинги, да еще и читате лекции в трех вузах. Как все успеваете?

У меня локализован основной бизнес: в первую очередь, все наработанные выводы я применяю у себя на предприятии. У меня достаточно высокий уровень управления, отработана система экономической мотивации: менеджмент, несмотря на то, что не имеет ни капли акций, работает, как будто они акционеры. Есть специальный тип управления - «удавка для менеджера», и он не единственный. И как раз такие подходы позволяют мне много времени уделять и лекциям, и тренингам.

Начиналось это для меня, как интересное хобби. Консалтинговый бизнес приносит достаточно большой доход, потому что у него есть одна особенность - я ничего не покупаю и не продаю, наша компания «торгует мозгами». Бестоварное производство - самое высокорентабельное. Я не сторонник зацикливаться на каком-то одном направлении  в бизнесе. Я люблю брать что-то новое, что еще никто не умеет делать, доводить это до пика, а когда начинается конкурентная борьба, просто продать этот бизнес. Но при этом за последние 15 лет у меня ни разу не возникало даже мысли продать консалтинговый бизнес.


Через какие кризисы прошел ваш собственный бизнес, и какие стратегии вы применяли?

Я пережил все кризисы, в том числе и 90-е годы. Любой кризис - это способ научиться профессионально работать. Бизнесмен выживает в любое время, даже в самое непростое. И могу заметить, что вряд ли коммерсант сможет называть себя бизнесменом или предпринимателем, если хотя бы раз в жизни не разорялся: умеет ценить и мобилизуется только тот, кто терял, пусть даже в кризис. Стратегия выживания в любой кризис простая - работать. Но не интуитивно-опытным путем, а тщательно все обдумывая: как экономить деньги, подбирать людей, как профессионально работать, не надеяться на халяву государственных или окологосударственных компаний, активность и рентабельность которых, кстати, сейчас будет снижаться.


Можете дать прогнозы, сколько продлится нынешний кризис?

Общие тенденции между всеми кризисами, безусловно, есть. Разница между настоящим временем и 2009 годом в том, что тогда была просто негативная финансовая волна, которая накрыла всех.  Но она прошла, и о кризисе можно было говорить в прошедшем времени. А сейчас кризис системный, структурный, и это не волна, - это гигантский тектонический и экономический сдвиг. Минимальное время этого кризиса -  6-8 лет. Надежды на то, что все эти изменения в экономике, производстве пройдут быстро, и будет нам всем много счастья - нет никакой. И чем быстрее люди это осознают, тем быстрее они начнут правильно работать. Если сравнивать с тем, что происходило в 1998 году  и в 2009, то этот кризис будет и покруче, и поглубже, и посерьезней, как по последствиям, так и по тем требованиям, которые будут предъявляться к людям.


Как научиться экономить в кризис?

Нужно заставить себя выйти из рамок привычного образа жизни и работы, привычного комфорта. И это касается всех руководителей, в том числе. Вот смотрите: у нас же реальная зарплата сейчас упала в два раза. И экономить нужно сейчас, в первую очередь, на руководителях. Это значит, что нужно увеличивать соцпакеты, а одновременно с этим снимать премии. Если вся страна экономит, то в первую очередь должны экономить те, кто занимается распределением финансов. Если ты проводишь изменения в компании, и первым у тебя попадает «под раздачу» гендиректор, если ты начинаешь спрашивать с заместителей гендиректора, потом с друзей и родственников акционеров, а только потом уже начинаешь снижать зарплаты инженерам, мастерам, простым рабочим, то люди это воспринимают нормально.

А когда ты в первую очередь начинаешь зажимать зарплаты, нагибать рабочих, специалистов, но при этом есть каста неприкасаемых в виде друзей, родственников, в виде милейших людей (помните строчку Грибоедова: «Ну как не порадеть родному человечку»), то ничего, кроме озлобления от очевидной и наглой несправедливости у людей это не вызывает. Это более-менее стандартная ситуация во всем мире, и мы здесь ничем не отличаемся. В кризисное время подобного рода поведение может спровоцировать формирование очень целенаправленной сплоченной негативной социальной волны.


В данный момент многие сомневаются, стоит ли вкладывать деньги в новые разработки и технологии. Как вы считаете, нужно ли это сейчас?

Вкладывать свои деньги в перспективы научно-технических разработок сейчас бессмысленно, потому что отдача от них будет достаточно далека. Сейчас нужно по максимуму увеличивать производительность того, что уже создано и работает.


Кто приходит к вам на семинары и тренинги? И с кем вам интересно работать?

Приходят все: и люди в возрасте, потому что знаний и опыта хватает, а понимания того, какие есть новые инструменты для работы - нет. Приходит и средний возраст, кто начинает осознавать, что они в общем-то подраспустились и зажирели. Приходит молодежь, у которой нет ни знаний, ни опыта. Мне нравится работать с теми, кто хотя бы что-то сделал сам, а не с теми, кому случайно повезло - кому папа и мама дали денег, у кого папа-губернатор или работает в «Газпроме». С теми, кто сам что-то сделал, при этом даже потерял, но одновременно и научился понимать: умеет ценить только тот, кто умеет терять.

Узнайте больше о персоне: Тысленко Андрей Григорьевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: