Станет ли Рябово федеральным брендом

В знаменитый на всю Россию Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» ежегодно приезжает 181 тыс. туристов, в усадьбу Льва Толстого в Ясной Поляне – 130 тыс. Сколько лет потребуется   Васнецовскому заповеднику в селе Рябово, чтобы достичь таких же амбициозных показателей – пока неизвестно. За 2012 год музей посетило около 15 тыс. человек – это вдвое меньше, чем планировалось изначально.

В целом же проект подвергается немалой критике: не смотря на многомиллионные вложения, ожидаемой отдачи нет, и бизнес в свою очередь не проявляет никакой инициативы в плане развития инфраструктуры в заповедном селе, не считая это рентабельным. О настоящем и будущем родового гнезда Васнецовых, а также состоянии музейного дела в области, «Навигатор» побеседовал с Ириной Любимовой, директором Вятского художественного музея.


Ирина Анатольевна, как вы относитесь к критическим высказываниям по поводу неоправданных вложений в музей Рябово?

  - Что касается критики, то она носит несколько обывательский характер. Реализация подпрограммы ОЦП «Васнецовское Рябово» планировалась на 2011-2013 гг., и в этом году при условии выполнения всех программных мероприятий – а это реставрация мемориального дома, реконструкция Дома творчества и дома причты, воссоздание усадьбы с хозяйственными постройками, проведение коммуникаций, строительство дороги, – музей планировал до 30 тысяч посетителей. На практике в 2012 г. музей посетило 15,6 тыс. человек, но отмечу, что количество желающих посетить музей заметно возросло. Для сравнения: в 2010 г. музей принял лишь  5,1 тыс. посетителей. На выполнение всего объема мероприятий по созданию Историко-мемориального и ландшафтного музея заповедника  художников Васнецовых «Рябово» было запланировано 160 млн. рублей. Из них на сумму 28 млн рублей профинансировано строительство  усадебных хозяйственных построек, дорога (200 м) и автостоянка, создана экскурсионная тропа «В лабиринте васнецовских сказок».

Для функционирования музея необходимы не только реставрация и реконструкция объектов, но газ, электричество, водоснабжение, охрана, видеонаблюдение, и, конечно же, приличная дорога  от областного центра до с. Рябово. Село находится  в 150 км от Вятки и 40 км от Зуевки. Но расстояние, на самом деле, не такая большая проблема, как отсутствие инфраструктуры. Туристам негде переночевать, в селе нет кафе или других альтернативных вариантов общепита. Конечно, это большой минус.

За последнее время прошло несколько совещаний по развитию Музея –заповедника, был проведен конкурс на лучший проект гостиничного комплекса, победитель конкурса есть, но нет желающих участвовать в строительстве.  Я считаю, что необходимо продолжать работы по программе «Васнецовское Рябово» и добиться реализации всех запланированных мероприятий. Будут созданы условия в Музее – увеличится поток посетителей, появится интерес к развитию инфраструктуры и у бизнеса.  


Как вы полагаете, может ли в перспективе заповедник Рябово стать федеральным брендом, как, например, знаменитая усадьба в Ясной Поляне, где жил Лев Толстой?

– На мой взгляд, Толстой и братья Васнецовы находятся на одном уровне по степени вклада в культуру, в духовное наследие нации. И, конечно, Рябово может стать брендом Вятской земли. Но на это необходимо время. В этом плане показателен пример Музея-заповедника Михаила Лермонтова в Тарханах: к заповеднику от Пензы ведет прямая дорога, музей принимает по 30 автобусов в день. В свое время он восстанавливался практически с нуля. Нужно понимать, что высокие результаты не достигаются быстро, тем более, когда речь идет о мемориальном объекте.


Рябово — не единственная проблема, стоящая перед музеем. Уже который год баннером закрыт полуразрушенный Репинский особняк (старое здание музея). Когда все-таки он будет отреставрирован, и каких инвестиций это потребует?

- Репинский особняк – памятник 1815 г. федерального значения, с 2008 г.  не функционирует, поскольку требует полной реставрации. За этот период была разработана проектно-сметная документация (2009 г.), выделены средства из федерального бюджета порядка 7 млн рублей. В 2010-2011 гг. на эту сумму была отремонтирована крыша и заменена часть перекрытий. По проектно-сметной документации реставрация особняка обойдется около 60 млн рублей. Сейчас бывший дом купца Репина передан в областную собственность, в связи с этим основным источником финансирования станет областной бюджет.


А почему так долго не происходит ремонт? Неужели за эти годы в бюджете не нашлось денег на реставрацию памятника федерального значения?

-  К сожалению,  областной бюджет всегда с дефицитом. Мы надеемся, что в следующем году, который объявлен Годом культуры, будут выделены средства на ремонтно-реставрационные особняка.


Ранее озвучивалось, что после реставрации Репинский особняк станет крупнейшим в мире музеем дымковской игрушки. Эти планы до сих пор в силе?

- Мы решили скорректировать эту идею, разработали концепцию будущей экспозиции, представляющей проект «Музей в музее», в рамках которого будет представлено наше музейное собрание дымковской игрушки, и коллекции произведений вятских народных промыслов. В нашей коллекции около 5 тыс. произведений народного искусства, датированные серединой прошлого века и началом ХХ в. - это дымковская игрушка, вятское кружево, набойка, изделия из капо-корня, ткачество, вышивка, изделия, инкрустированные соломкой, плетение из корня, Экспонаты будут периодически обновляться. Я думаю, что проект достаточно интересный – это будет уникальная экспозиция в масштабах России. На втором этаже особняка расположится отдел древнерусского искусства, мастерская по реставрации икон, а также раздел основателей Вятского художественного музея.


Насколько активно пополняется фонд музея?

- Комплектование музейного фонда - основное направление работы любого музея. В последние годы фонды нашего музея пополняются особенно интенсивно. При этом нам удается обходиться минимальными затратами. Чаще всего мы получаем экспонаты в дар из мастерских художников, с которыми нас связывают личные контакты. На безвозмездной основе мы получаем произведения, например, в Санкт-Петербургском Союзе  художников есть фонд ушедших художников, из которого к нам поступают отборные произведения, первоклассные имена. Кроме того, ежегодные Всероссийские васнецовские пленэры и Керамические симпозиумы также  являются существенными источником пополнения музейного собрания. 


Как вы считаете, перспективно ли в нашем регионе создавать частные музеи? И что необходимо для успешного развития коммерческой галереи?

- У нас в городе есть такой пример – «Галерея Прогресса», ее создатели нашли возможность организовать оригинальную площадку и вполне неплохо существовать, а в столице и крупных российских городах частные галереи не редкость. Но содержание музея — дело непростое, требующее серьезных финансовых затрат. Как правило, у владельцев частных музеев и галерей имеется параллельно иной бизнес.

Что касается в целом перспектив развития музеев в области, то они существуют и в ряде районов успешно работают. Тем более, в области  произошел позитивный поворот в сторону развития туризма. У нас есть четыре крупных областных разноплановых музея — художественный, палеонтологический, краеведческий музеи, музей авиации и космонавтики – и это большое достояние. В районах могу отметить музеи Слободского, Уржума, Лальска, Белой Холуницы, Котельнича. Эффективное развитие музеев зависит от энтузиазма людей (а в музеях работают только влюбленные в свое дело сотрудники), от умения работать и  привлекать дополнительное финансирование. На мой взгляд, сейчас со стороны власти уделяется внимание развитию музейного дела в области – это и грантовая поддержка, и целевое финансирование музейных проектов.


Какие интересные федеральные выставки можно ожидать в ближайшем будущем?

– С федеральными музеями мы работаем много лет. В 2005 г. нам удалось организовать выставку «Царская охота» из Музеев Московского Кремля. Мы узнали, что выставка успешно проработала в Пермском государственном художественном музее и  сумели договориться, чтобы выставка приехала к нам. Но денег не было, тогда мы занялись фандрайзингом и собрали нужную сумму – более 400 тыс. рублей. Проект имел огромный успех в нашем городе.

На сегодня мы – единственный музей в Кирове, который работает с федеральными проектами: у нас были представлены выставки Русского музея, Третьяковской галереи, также мы сотрудничаем со многими региональными музеями – Уфа, Пермь, Екатеринбург, Казань, Йошкар-Ола и другими.
Подчеркну, недавно Министерство культуры РФ приняло решение поддержать федеральные музеи, чтобы они могли представлять свои коллекции в регионах России. Этот проект также профинансирован из федерального бюджета. А нас поддержало Правительство Кировской области и департамент культуры. На следующий 2014 год мы планируем представить новый выставочный проект  также из ГИМа - «Купеческий портрет». А  на  2015 г., в год 105-летия  музея, мы  договорились с Государственным Русским музеем об организации выставки «Юрий Васнецов. Известный и неизвестный».


ДОСЬЕ

Ирина Любимова, директор «Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Образование

Кировский государственный педагогический институт, филологический факультет
Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Санкт-Петербург), специальность – искусствовед,
кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры

Карьера

с 1979 г. - старший научный сотрудник Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых

с 1992 – заместитель директора по научной работе

с 2005 г. – директор

Узнайте больше о персоне: Любимова Ирина Анатольевна
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: