Ремесла снова в моде
Выбрать подарок для иностранного гостя или привезти друзьям что-нибудь чисто вятское — теперь не проблема. В Кирове то и дело открываются новые магазинчики с товарами народных промыслов. Вятские ремесла вернулись из небытия 90-х и успешно завоевывают рынок.
15 лет назад Надежда Копосова занялась рискованным бизнесом — открыла ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка». Теперь на ее счету десятки всеросскийских и международных наград, победы в серьезных конкурсах и огромный предпринимательский опыт. Почему народные промыслы снова в моде, и как выжить в этом бизнесе, Надежда Петровна рассказала «Навигатору».
Расскажите, как вы нашли нишу народных промылов?
В 19 лет я пришла на фабрику «8 Марта», и там проработала 19 лет. В 90-е годы на предприятии начались сокращения: пришлось искать новое рабочее место. Единственное, что очень смущало — куда же я пойду в свои 35 лет? На фабрике я прошла путь от ученицы швеи-мотористки до заместителя директора по производству: мне был известен весь цикл производства, знакомы все промысловые предприятия Кировской области, так как мы все часто пересекались на выставках.
И когда в 1999 году пришлось делать выбор, куда идти дальше, я взяла на себя смелость и открыла собственное предприятие ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка».
Первыми в коллектив пришли мастерицы дымковской игрушки, мастера по плетению из природных материалов — бересты, лозы, соломки. И уже шестнадцатый год мы работаем в этой сфере. Для решения жизненно важных проблем сохранения и развития художественных промыслов нашего региона в 2007 году я сумела объединить руководителей предприятий сферы НХП в некоммерческое партнерство «Народные художественные промыслы и ремесла Вятки».
На сегодня в его состав входят 9 предприятий. В 2009 году при поддержке департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области партнерство открыло Центр современных народных художественных промыслов – торгово-выставочная площадка для Кировских производителей НХП.
В Кирове появляется все больше магазинчиков по продаже изделий народных промыслов. С чем это связано? На них большой спрос?
В Кирове одни магазины закрываются, другие открываются. Аналогичная ситуация в других регионах. Что касается Кировской области, у нас очень много людей, которые знают и понимают, что такое художественные промыслы. Если у нас много магазинчиков, значит, это выгодно. Иначе бы они закрылись или поменяли сферу деятельности. Конечно, ассортимент этих магазинчиков оставляет желать лучшего: регион у нас небогатый, и денег не так много, поэтому в большей части магазинов товар просто сувенирного характера, дешевый, часто с вернисажа.
Изначально, когда мы создавали свой торгово-выставочный Центр, думали, что будем позиционировать себя как элитный магазин с высокохудожественными изделиями, производимыми на предприятиях области. И так мы просуществовали год-два. Но поскольку покупательская способность невелика, то ассортимент нашего Центра менялся. В течение пяти лет «держали оборону», не пуская к нам товары из других регионов. Но пришлось открыть двери и другим производителям России.
Кто покупает такие изделия? Сами кировчане или приезжие, туристы?
Мы проводили такую аналитику. Получилось что примерно 70% - это жители нашего региона. Покупают в подарок для родных и близких, потому что наша вятская керамика «со своим лицом», матрешка особенная, дымковская игрушка уже широко известный бренд. Гости региона покупают нашей продукции примерно от 7 до 10%. В перспективе хотелось бы более эффективно сотрудничать с местными турфирмами, которые работают на въездной туризм. И мы очень благодарны тем туркомпаниям, которые с нами давно сотрудничают и привозят группы туристов на наши мастер-классы по росписи матрешек, дымки. Что касается иностранцев — то это максимум 1-2%.
Налажено ли сотрудничество с другими регионами страны?
Мое предприятие ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» сотрудничает примерно с 16 регионами России. Регулярно выезжаем на профильные выставки, где находим себе клиентов. Одни уходят, другие приходят. Но чувство стабильности есть. Такое участие в выставках позволяет построить стратегию развития. Безусловно, лидером продаж является Москва и Московская область, так как туда едет вся Россия.
Какое время для промыслов было наиболее тяжелым?
В 90-е годы было сложно. Вследствие распада Советского Союза старые связи развалились. У промыслов во времена СССР не болела голова о поставках, потому что было 15 республик, и в них был налажен сбыт. В 90-е, соответственно, территория распространения товара сузилась.
Время становления можно теперь вспоминать с улыбкой, но тогда было одно желание — выжить. За 15 лет существования нашего предприятия самым сложными были 2005-2006 годы. Мы зависим от спроса, от экономический ситуации в России. Есть достаток, и люди могут себе позволить что-то купить из нашей продукции, так как наш товар не первой необходимости. В тяжелые годы часть коллектива ушла в другие сферы деятельности, потому что в нашей не было стабильности. Но шаг за шагом мы выбрались. И в будущее смотрим с оптимизмом.
Раньше дымковская игрушка была, наверное, в каждой кировской семье. Какие промыслы сейчас популярны и пользуются спросом?
Благодаря существующим формам поддержки регионального департамента развития предпринимательства и торговли, предприятия НХП Кировской области имеют более широкие возможности для участия в профильных и оптовых выставках, где представляют регион общим стендом. И могу вас заверить, что берут очень разные товары, а не только дымку — изделия из льна, вятскую керамику, кукарское кружево, вятскую матрешку, каповые шкатулки. Сказать, что раньше в каждом доме была дымковская игрушка, однозначно нельзя. Во-первых, она всегда была не дешевой, а во вторых, в советское время ее и достать-то было сложно. И сейчас она кому-то нравится, а кому-то нет. Но мы благодарны, что кировчане знают дымку, да и в других регионах она узнаваема и покупаема.
За счет чего мода, спрос на изделия промысловиков вернулись? Пропаганда или какие-то другие факторы?
Наверное, когда открыли границы в 90-е годы, у многих загорелись глаза: можно было приобретать что-то иноземное, не свое. Примерно лет пять назад стало очевидно, что Россия «наелась» иностранных товаров, и поворачивается к своим производителям. Душа запросила вернуться к чему-то родному, российскому. Радует большое количество посетителей выставок. Народные промыслы стали снова родными и востребованными.
Насколько это рентабельный бизнес?
Рентабельность очень низкая. Наше ремесло трудоемкое, ручное. Его нельзя поставить на большой поток. Мое предприятие Центр «Вятка» производит изделия исключительно ручной работы. Рентабельность составляет от 5 до 7%. Но этот порог нам не перепрыгнуть. Автоматизация производства невозможна, даже частичная. У других видов производств нашей сферы, где это возможно, рентабельность может быть и до 15%.
Комментарии:
Добавить комментарий