Кировские санатории меняют собственников

 

В развитии туризма региона еще до недавнего времени правительство делало ставку на санаторный туризм. В настоящее время во всех здравницах области одновременно могут отдохнуть порядка 3600 человек. За год вятские санатории и профилактории принимают более 70 тысяч взрослых и детей, в том числе и из других регионов: Коми, Удмуртии, Пермского края, Нижегородской, Тюменской, Архангельской областей и т.д. О том, какую поддержку ждут от государства местные здравницы, и чем может грозить их переход к иногородним собственникам «Навигатору» рассказала Нина Поглазова, генеральный директор ОАО «Санаторий Митино».



Нина Павловна, расскажите, кто сегодня является основными игроками на кировском рынке санаторно-курортного лечения?

- Сегодня на рынке санаторно-курортного лечения в Кировской области работают 8 здравниц круглогодичного действия. Четыре из них находятся в нижнеивкинской курортной зоне – это санатории «Нижне-Ивкино», «Лесная Новь», «Сосновый Бор» и «Колос». Нужно сказать, что данная курортная зона – это без преувеличения наш местный бренд, известный далеко за пределами Кировской области, во многом благодаря своему «профсоюзному» советскому прошлому.

Отдельно нужно сказать еще об одной здравнице – «Вятские Увалы». Это крупный центр реабилитации, имеющий федеральное подчинение. Благодаря этому он через госзакупки работает по квотам с 20 регионами России и имеет стабильную загрузку. Областные санатории в этих конкурсах не участвуют. Центр является самым современным санаторно-курортным учреждением в нашем регионе.

Наряду с этими здравницами успешно работают еще 3 санатория, «выросшие» из профилакториев – это «Митино», «Авитек» и «Радуга». Качество услуг в этих санаториях ничуть не уступает услугам «брендовых» санаториев. Разумеется, у каждого санатория своя специализация, определенная лицензией на медицинскую деятельность, свои программы и методики лечения.


Нередко можно услышать, что дешевле съездить отдохнуть заграницу, чем в местный санаторий – отнимают ли зарубежные туры долю клиентуры здравниц?

- Действительно, на сегодняшний день варианты отдыха клиент часто выбирает, опираясь только на цену. И дешевый зарубежный отдых иногда переманивает нашего клиента. Но если подробно разобраться, то становится очевидным, что лечение в санатории и дешевые заграничные туры сравнивать нельзя. Конкурировать нам приходится скорее с другими санаториями, причем не только в своем регионе, но и по всей средней полосе России. Сегодня наш покупатель, будь то корпоративный клиент или физическое лицо, изучает все предложения, условия и принимает решение. Часто решающим фактором оказывается стоимость путевки. Но на самом деле влиять на этот показатель у санаториев большой возможности нет.


Что сегодня в большей степени оказывает влияние на стоимость путевки, из чего складывается ее цена?

- Назову вам три «кита», которые составляют основу себестоимости путевок. Это заработная плата с отчислениями, хозяйственные расходы и продукты питания. Тем не менее, путей удешевления стоимости путевки не так уж и много. Мы зависим от монополистов, регулирующих тарифы на электроэнергию, газ, нефтепродукты, а это достаточно «тяжелая» статья в себестоимости путевки. Мы не можем позволить себе покупать дешевые продукты питания – слишком велика ответственность за здоровье и комфорт наших гостей. Мы закупаем качественные продукты, имеющие сертификат соответствия. Кроме того, в стоимость путевки заложены и налоги. Важно, чтобы здравницы оставались на хороших позициях на рынке, и мы должны вкладывать средства на поддержание и развитие своей базы, формировать ремонтный фонд. Хочу отметить, что в 2012 году правительством Кировской области приняты изменения в Закон «О налоге на имущество», согласно которым санатории освобождаются от уплаты налога в случае, если объем вложений в основные средства составляет более 5 млн. рублей. Эта мера стимулирует санатории вкладывать средства в развитие. Назову основные внутренние резервы снижения себестоимости путевок: это экономия энергоресурсов и товарно-материальных ценостей, повышение энергоэффективности деятельности предприятия.


В последние два года в области наблюдается тенденция перехода санаториев в собственность иногородних компаний. Например, в 2012 г. кировский санаторий «Лесная новь» приобрел холдинг «Здравницы Республики» из Коми. Сейчас идут разговоры о том, что часть акций, принадлежащая коллективу санатория «Нижнее Ивкино», выкупают московские акционеры, наращивая свою долю. Как на ваш взгляд это скажется на развитии курортно-санаторного рынка в области?

​ Тут можно сказать одно: идет нормальный рыночный процесс – процесс смены
собственника. В этом нет ничего страшного. Акциями санатория «Нижне-Ивкино» владеют физлица, и они на своем бытовом уровне принимают решение эти акции продать. Как смена собственника отразится на самих санаториях – покажет время, не исключено, что изменения будут положительными. А пока здравницы участвуют в выставках, привлекают клиентуру, улучшают условия обслуживания и т.д. Поэтому опасения за судьбу санаториев беспочвенны.



Какие проблемы существуют в вашей отрасли, и что необходимо предпринять для их решения?

- Основные проблемы санаториев – это низкая загруженность в межсезонье и отсутствие господдержки. В нашем бизнесе «провальными» месяцами считается вторая половина января, февраль, май и сентябрь. На сегодняшний день получается так, что решают проблему незаполняемости в межсезонье санатории исключительно своими силами: проводится большая работа, прорабатывается план мероприятий по привлечению клиентуры, разрабатываются специальные акции, предлагаются скидки. Как вариант, в это время здравницы могли бы работать по госзаказам, принимать отдельные категории граждан – например, тех же федеральных льготников. Но все зависит от того, когда будут выделяться средства из федерального центра, когда Фонд социального страхования проводит конкурсы. Вот и получается, что конкурсы объявляются на самый сезон, путевки закупают на лето. Участие в таких конкурсах здравницам не интересно.

Изменения в законодательстве привели к тому, что с 2010 года финансирование целого ряда программ по санаторно-курортному лечению было передано на региональный уровень. Но возможности регионального бюджета не безграничны. Тем не менее, часть программ удалось сохранить – это долечивание в санаториях сразу после стационарного лечения заболеваний, круглогодичное санаторно-курортное лечение детей. Кстати, хочу отметить, что реализация программы детского оздоровления у нас в области на высоте, даже по сравнению с другими регионами. Потому что Департамент здравоохранения закупает путевки для детей от 7 до 15 лет, которые выдаются бесплатно, по назначению врача. Такой подход дорого стоит.


ДОСЬЕ


Нина Поглазова, генеральный директор ОАО «Санаторий Митино»


Дата рождения

7.06.1959 г.


Образование

высшее экономическое


Карьера

с 1985 г. – начало карьеры в санатории «Нижнее-Ивкино», занимала должности от бухгалтера до замдиректора по экономике и маркетингу

с 2004 г. - генеральный директор ОАО «Санаторий Митино»


Увлечения

лыжи, литература, баня

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: