Грешно ли быть богатым

Может ли православный человек быть банкиром? Является ли экономический кризис следствием неправильного отношения к деньгам? И как с помощью богатства спасти свою душу? О нравственных вопросах, встающих перед современным бизнесменом, рассуждает профессор Владимир Сизов.

Владимир Сизов - личность в городе известная. Доктор экономических наук, профессор, ректор Вятского социально-экономического института, автор десятков научных статей и книг. Это тот редкий случай, когда академическая наука успешно конвертируется в не менее успешный бизнес. Всё это – следствие христианского отношения к деньгам, считает профессор. Этому он учит своих студентов, об этом рассказывает и на бесплатных лекциях в Герценке.


- Владимир Сергеевич, почему тема денег заинтересовала вас как учёного? 

Кроме того, что я профессионально занимаюсь экономикой, я человек верующий. Самостоятельно принял крещение 25 лет назад. Тогда работал в обкоме комсомола, взял отгул, поехал в Кстининский храм и крестился. Идея совместить экономику и веру, научный подход и духовность  пришла, когда мы поставили во дворе института часовню и стали проводить Кирилло-Мефодиевские чтения. С тех пор я много на эту тему выступаю, пишу, говорю со студентами. А на чём еще, если не на вере воспитывать молодых?


- И каково же оно, правильное отношение к деньгам?

Сами деньги не являются ни злом, ни добром. Важно отношение. И это отношение порождает либо греховные страсти, либо сопутствует духовной работе. Принято рассуждать так: чем больше у человека денег, тем больше у него возможностей. Раз деньги дают могущество, значит, они сами этим могуществом обладают. Подобная вера не безобидна. Так мы наделяем деньги сущностью Божества и начинаем им поклоняться. А ведь Иисус предупреждал, что никто не может служить двум богам – Богу и Мамоне.

Деньги – не препятствие в царство Божие, настоящее препятствие – степень привязанности к ним. По-моему, мировой финансовый кризис - одно из следствий такого отношения к деньгам. Бог преподносит нам урок, чтобы мы задумались о своём неправильном поведении.


- Означает ли это, что тот, кто занимается  бизнесом, не может спасти душу?

Об этом рассуждал ещё Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма». Протестанты говорят, что удача в бизнесе и богатство связано с тем, что ты совершаешь богоугодные дела, ведёшь богоугодную жизнь. Мне же кажется – это искушение. Представление о том, что ты - божий избранник, может увести человека в гордыню. На мой взгляд, предпринимательство и православие трудно совместимы. Это как пройти по лезвию бритвы: с одной стороны не «прогореть», не разориться вследствие доброго и доверчивого отношения к людям, с другой – не впасть в искушение богатства и наживы. 

Многие предприниматели, с которыми я общался и которые называют себя православными, по-сути, таковыми не являются. Они не вкусили полноты православной жизни, те же, кто вкусил, уходят в монастыри или становятся настоятелями храмов. Например, Григорий Купцов – хороший хозяйственник, и в качестве настоятеля был очень активным и созидательным.


- И как предпринимателю понять, что он уходит с православного пути?

Читать Писание. Думать. Как вы считаете, проводить новогодние праздники, продавать сувениры с Дедом Морозом и Снегурочкой – это правильно? А с домовёнком? Нет. Это грех. Ведь кто такой Дед Мороз? Тот же бес, чертовщина. В этом смысле даже Санта Клаус более православный, потому что это святой Николай. И хотя на Западе из него сделали «куклу», все равно его образ более правильный. Из жизни святого Николая мы знаем, что он помогал нуждающимся. А упоминания о Деде Морозе появились только в 19 веке, как о языческом персонаже. В советские времена его запретили, потом в 30-е годы Сталин разрешил. Так что всё это искусственные изобретения и к православию не имеют никакого отношения.


- Продавать сувениры - одно,  а заниматься спекуляцией или банковским делом – совсем другое. Позволительно ли это православному?

Когда меня однажды спросили, может ли православный человек быть банкиром, лично моя первая реакция была – конечно не может. Но чувства - ненадёжный свидетель. Я начал рассуждать.

Банки получают прибыль за счёт ссудного процента, в основе финансовых махинаций тоже лежит ссудный процент, а в Ветхом Завете Господь запрещает евреям отдавать серебро в рост своим, но разрешает давать деньги в рост иноземцам. Если следовать этой логике, значит, православный может давать в долг иноверцам. В современном мире сложно отличить «своих» от «чужих».  Как разобраться? Очень просто. Люди, обращающиеся в банк, сами хотят извлечь выгоду, обогатиться. Небогатый и нуждающийся в банк не пойдёт, а пойдёт к соседу, другу, родственнику, словом, к ближнему. Так что нет ничего зазорного в том, чтобы давать кредиты. При этом если у тебя самого нет нужды брать в долг, это можно рассматривать как Божье благословение.


- А как определить эту норму? Как определить маржу с точки зрения православия?

Норму определяет совесть. Когда к Иоанну Крестителю пришли солдаты и спросили: «Как нам быть? Нам приходится убивать», он ответил, что они не должны делать ничего сверх того, что им определено. Я рассуждаю так: максимум, что можно заработать – это двойная цена, норма прибыли не должна быть чрезмерной. Она должна учитывать реальные трудозатраты, примерно так, как это делалось в советские времена. Сейчас, например, появилось множество микрофинансовых организаций, которые выдают деньги под 700 процентов в год. Это точно не по-православному.


- Если меру прибыли должна определять совесть, то почему тогда церковь сама устанавливает такую высокую стоимость свечей?

В большинстве европейских стран, например, в Греции стоимость свечей не устанавливают. У нас это делают, потому что народ беден, духовно несовершенен. Если цену не установить, люди будут жертвовать на свечи копейки, тогда как их себестоимость измеряется рублями. Храмы существуют на самоокупаемости. Многие небогатые храмы не смогут себя содержать. А из чего складываются доходы храмов, я знаю. Примерно 45% – это продажа свечей, 50% - обрядовые действа и только 5% - пожертвования. А расходов у любого храма достаточно. Только на отопление уходят десятки тысяч рублей в месяц.

Конечно, не должен бы Владыка устанавливать минимальный уровень пожертвований, но что делать, если он пришёл туда, где православие ещё не до конца восторжествовало, и дух людей не везде может подсказать разумную цифру пожертвований. Лучше не смущать народ. А установить цену свечей. Человек, возможно, и возмутится,  но этот грех будет меньшим, чем если он за пятирублевую свечу пожертвует копейку.


- Сейчас мы часто слышим о священниках, которые разъезжают на мерседесах и имеют огромные счета в банках. Как к этому относиться?

Примерно полтора года назад протоиерей Всеволод Чаплин предложил возродить в России церковную десятину. Разумеется, прихожан волнует – на поддержание ли храма будут использованы эти деньги. Я знаю случаи, когда на счетах священников были суммы, на которые можно купить с десяток авто, а их храмы при этом находились в полуразрушенном состоянии.

Иисус говорит о том, что тот, кто посвятил себя Богу, земным правителям – будь то светским или церковным – платить не обязан, однако открытый отказ от уплаты подати – это вызов  действующей власти. А антисмиренное поведение не угодно Богу. Поэтому идущие за Христом должны платить установленные налоги и жертвовать церквям и монастырям. Но Бог требует не изобилия, а душевного расположения. Он хочет милости. При этом, сколько бы мы не пожертвовали, эта жертва будет несравнима с жертвой Христа. Поэтому предложение о возрождении десятины – это отмена права человека на свободное проявление щедрости и милости. Благотворительность, идущая не от души, не очищает человека, а уничтожает её суть и духовный смысл. 


- Отношение к должникам тоже должно очищать?

Об отношении к этому Иисуса хорошо написано у евангелиста Луки: «Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твоё не требуй назад». В православии и дача в долг, и милостыня –  необходимые инструменты для преодоления жадности, чёрствости, сребролюбия. Дача в долг должна рассматриваться как милость с пониманием того, что деньги могут быть не возвращены.

Чтобы не подвергать своё сердце искушению, сумма должна быть такой, чтобы не осуждать должника и ничего не требовать, если он не сможет вернуть долг. Одним словом, сколько сумеете простить, столько и давайте, иначе будете себя разрушать. А прощающему Бог прощает. При этом не надо снимать последнюю рубаху и жертвовать дом храму, когда ваши родители и дети не имеют собственного жилья. Если вы заботитесь о дальних, а близкие имеют нужду, в православии это расценивается как больший грех.


- Есть ли у Вас жизненное подтверждение того, что именно такое отношение к деньгам является правильным?

Мне не редко приходится давать в долг, при этом часто долги не возвращают. Несмотря на расписки и договора займа. Но никогда не хожу с ними в суд – это большой грех. Причём, как правило, мелкие суммы отдают, а крупные – нет. Так вот, я не раз убеждался, что деньги, которые не были стребованы с должника – всё равно возвращаются. Иногда в гораздо большем объёме и из таких источников, откуда, как правило, не ждёшь. Из этого я делаю вывод о божественном промысле таких долгов и о божественном благословении, что они были мною прощены.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: