Человек, возродивший Нью-Йоркское метро

На минувшей неделе Киров посетил американский эксперт в области паблик-арта, искусства городских улиц. В своем интервью «Навигатору» он рассказал, как проекты американских художников  помогли в разы увеличить пассажирский поток в Нью-Йоркском метро и  принести Чикаго полтора миллиарда долларов от развития туризма.

Кендал Генри — американский художник, куратор музея и эксперт в области паблик арта. На данный момент он проживает в Нью-Йорке, но при этом успевает принимать участие в различных проектах по всему миру — в США, Европе, Австралии. В течении двенадцати лет он является директором паблик-арт программы Arts for Transit транспортной корпорации Metropolitan Transportation Authority (метро Нью-Йорка). Благодаря его деятельности в нью-йоркском метро были реализованы десятки проектов современных художников, которые сегодня видит каждый житель и гость самого большого города в США.


Поясните, пожалуйста, что из себя представляет понятие «паблик-арт»? Какие формы может принимать это явление?

- В первую очередь стоит отметить, что паблик-арт представляет собой искусство, сделанное для людей, для публики. Помимо этого, паблик-арт всегда связан с людьми, историей, культурой, обществом того определенного места, в котором он находится. К тому же, у паблик-арта всегда есть цель. Это не просто искусство ради искусства. Цели могут быть связаны, например, с обществом — привлекать внимание общественности к какой-либо проблеме — или включать в себя некие экономические аспекты. В понятие паблик-арта входят самые разнообразные формы деятельности. Это может быть скульптура, изображение, танец, музыка — все, что угодно. Мало того, что паблик-арт  может принимать разнообразные формы, он может и варьироваться по времени — длиться от нескольких минут, если это, например, фейерверк, до нескольких месяцев  и даже лет.


Есть ли у паблик-арта какая-то определенная целевая аудитория? Или он может быть направлен на зрителя любого пола, возраста, социального статуса?

- У каждого проекта в паблик-арте есть своя особенная целевая аудитория. Она может быть как очень широкой, так и очень узкой — но именно аудитория и определяет суть проекта, его направленность и смысл.


От чего зависит стоимость паблик-арт проекта и как он окупается? В чем выгода тратить средства на такие проекты?

- Стоимость проекта может, как и его протяженность, размеры и разновидность, также быть совершенно разнообразной. Она зависит от масштабности проекта и от того, что он из себя представляет вообще. Иногда можно создать проект за какую-то пару долларов. Например, бывает, что к уже существующим конструкциям добавляется какой-то объект — и на это нужно совсем немного денег. Но есть и другие примеры. Так, в Чикаго был создан целый паблик-арт парк (Грант парк, прим. ред.), и на его строительство понадобилось 270 миллионов долларов. Это один из самых дорогих из ныне существующих паблик-арт проектов. И уже после создания этого парка, когда прошло какое-то время, в Чикаго посчитали, что этот паблик-арт проект принес городу около полутора миллиардов долларов. Дело все в том, что эти проекты привлекают туристов. Например, что касается Чикаго, то многие туристы приезжают туда именно для того, чтобы увидеть этот парк. Но ведь они могут как просто прогуляться в парке, так и, например, поесть в ресторане. А в том случае, если им нужно остаться в городе на несколько дней, им придется остановиться в гостинице. А во время прогулки они наверняка купят какие-то сувениры. И таким образом можно подсчитать, сколько денег туризм приносит городу — и в частности именно этот парк. Помимо этого, есть и еще один аспект: парк становится очень привлекательным местом, стоимость жилья вокруг этого парка тоже растет. Соответственно, развивается и недвижимость.


Уже на протяжении 12-ти лет вы занимаете должность директора паблик-арт программы Arts for Transit транспортной корпорации Metropolitan Transportation Authority. Зачем в такой крупной корпорации нужна эта должность и какие проекты уже удалось реализовать?

- Этот проект очень нужен был транспортной системе Нью-Йорка, потому что в 80-е годы нью-йоркское метро выглядело очень непривлекательно. Там было очень грязно, опасно, люди не хотели им пользоваться. И поэтому компания решила провести исследование рынка путем опроса. Они опросили жителей Нью-Йорка, задавая им такие вопросы, как «что бы вы хотели видеть в метро», «каким оно должно стать, чтобы начать вас привлекать». Ответы были такими: «там должно быть чисто, там должно быть светло, и оно должно быть как-то красиво украшено». В Metropolitan Transportation Authority есть отдел по маркетингу и связям с общественностью, и им удалось подсчитать, что количество пользователей нью-йоркским метрополитеном в разы выросло после того, как там появились арт-проекты. Секрет довольно прост: все дело в том, что искусство у многих ассоциируется с чем-то дорогим, роскошным. Соответственно, посетители метро, видя там какие-то объекты искусства, стали думать, что раз в метро есть искусство, то это красивое место, безопасное место, им приятно пользоваться.


Если использование паблик-арт проектов принесло такие успешные результаты в продвижении популярности нью-йоркского метрополитена, то могут ли в таком случае паблик-арт использовать в качестве приемов рекламы и маркетинга?

Лично я думаю, что искусство и реклама — это все-таки очень разные вещи. Да, часто в рекламе используют какие-то предметы искусства, элементы, но все-таки у искусства и рекламы очень разные цели. Ведь искусство само по себе — это не реклама определенного продукта, это реклама, скорее, лучшей жизни. Но тем не менее, несмотря на все это, я считаю, что искусство и бизнес могут сосуществовать, сотрудничать вместе. Такое сотрудничество пойдет на пользу обеим сторонам.


Есть ли у вас такой опыт сотрудничества? За исключением транспортной корпорации, в которой вы сейчас работаете.

- Да, такое сотрудничество происходит постоянно. К примеру, я работал с одной телефонной компанией вместе с группой художников, которые участвовали в арт-проекте. В процессе осуществления этого проекта телефонная компания дала художникам определенную свободу в самовыражении. То, чем они занимались, не обязательно было прямой рекламой продукта, они могли делать то, что они считали необходимым, на их усмотрение. Свобода в таком сотрудничестве очень важна. Компания в таком случае может сказать, что она оказывает содействие молодым художникам, искусству, это и ей плюс. Есть и другой пример — у нас есть несколько предприятий, где художники буквально живут. Например, есть такая компания Collar, которая производит сантехнику — унитазы, раковины и прочее — и в ее штате как раз есть несколько художников, которые способствуют разработке нового дизайна моделей, вносят изменения, могут использовать разные виды плитки и новые материалы. Так получается очень тесное, плотное сотрудничество. Иногда художники могут практически жить на предприятии вплоть до шести месяцев. И таким образом получается, что и бизнес вносит что-то свое, и искусство вносит что-то свое в получающийся продукт, и за счет взаимодействия получается что-то новое и интересное.


Есть ли у Вас сейчас какие-то определенные планы, связанные с Кировом?

- Пока что трудно ответить на этот вопрос. Все дело в том, что я еще не успел узнать и понять здешних жителей. В любом случае я надеюсь на сотрудничество с кировскими художниками, ведь, если речь зайдет о создании какого-то проекта именно они могут мне помочь и подсказать, что подойдет вашему городу, а что нет.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: