Миссия невыполнима

Алексей Моров, исполнительный директор Ижевской Школы Бизнеса, основатель Школы интегрального лидерства CoBrain

Корпоративная миссия, что это такое, для чего нужно? Каждой компании нужна своя миссия или это удел лишь гигантов бизнеса, заключающих многомиллионные контракты?

Официально миссия предприятия — это глобальное социальное изменение, которое является целью и смыслом существования компании. Проще говоря, это ответ на вопрос «Зачем существует данный бизнес?» - и ни в коем случае не «Как данный бизнес функционирует?». Миссия - это не описание того, как компания планирует заработать свои миллионы, а то, куда она планирует их направить.

Миссия определяет ценности компании, является основой корпоративной культуры и, соответственно, грамотного привлечения и развития персонала. Кроме этого, она выступает как важнейший мотивационный фактор, придавая необходимый смысл работе каждого сотрудника, позволяя ему более полно удовлетворять свои психологические потребности. Отсутствие у компании миссии свидетельствует о том, что она не в состоянии предложить сотрудникам «заресурсную» психологическую реальность, заполнить их душевный вакуум. Такая компания всегда и за все будет переплачивать — ведь ей нечего предложить людям. Воспринимайте такие дополнительные расходы, как штраф за отсутствие смысла.

Интересно сравнивать миссии различных компаний — какие являются более вдохновляющими, какие нет, а какие — вовсе не являются миссиями.

Миссия Google - «организовать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования». Вдумайтесь в масштаб! Организовать всю имеющуюся в мире информацию... - невероятно. Быть частью такой грандиозной работы, внести в нее свой вклад — достойный смысл жизни для сотрудника. Оценка - 10 из 10.

Из того, что нам ближе, выделяется качественная миссия крупного холдинга из Удмурсткой Республики, суть которой в «максимально эффективном участии в развитии региона через модернизацию аграрного сектора республики». По сравнению с Гуглем, конечно, мелковато, но все равно вызывает уважение и, безусловно, способно придать смысл жизни сотрудников. Развивать свой регион, модернизировать свою отрасль — это всегда актуально. Оценка - 8 из 10.

Гораздо хуже сформулирована миссия другого местного холдинга. «Наша миссия - вести честный бизнес с партнерами и создавать условия для улучшения уровня жизни жителей республики. Идет ли речь о приобретении и обслуживании автомобилей или недвижимости, совершении ежедневных покупок в торговом центре, мы стремимся удовлетворить потребности самого требовательного клиента, предложив только качественные товары и услуги». Что может быть более банально? Ведем честный бизнес, удовлетворяем потребности, предлагаем качественные товары — это все прекрасно, но чем компания отличается от остальных? Обретет ли моя жизнь новый смысл, если я приду туда работать? Судя по миссии — едва ли. Оценка - 4 из 10, и то с натяжкой за «улучшение условий жизни жителей УР».

Тут маркетологи совершили типичную ошибку, не отделив смысл существования компании от стандартов ее работы. Честность, качество, профессионализм — это стандарты, это то, как компания работает и зарабатывает. Увы, это не ответ на вопрос зачем. Отдельные псевдо-миссии доводят это смешение до абсолюта, например «наша миссия — проектирование и создание заказных программных решений с учетом индивидуальных требований заказчика». Это даже не как, это просто описание того, чем занимается компания. Мотивировать кого-либо такие миссии, разумеется, неспособны. Быть ценностной основой корпоративной культуры — тем более.

Еще одна распространенная ошибка — не отделять миссию компании от рекламного слогана. «Наша миссия — Ваше преимущество». Звучит отлично, коротко и броско. Но важно понимать, что это не подлинная миссия, а именно лозунг. Звучит красиво, запоминается легко. А то, что никакого отношения к смыслу не имеет — так такая задача и не ставится.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: