Михаил Косачев,
бизнес-тренер компании
«Консалтинг-ПРОФИ»
Что же такое конфликт? Большинство справочников дают определение конфликта как столкновения интересов групп людей или отдельных личностей, всегда сопровождающееся негативными эмоциями.
Мы рассмотрим конфликт как столкновение интересов сотрудников, а также интересов сотрудника и руководителя в организации. Зачастую конфликт – следствие ошибок или неэффективных бизнес-процессов, но конфликт — это не всегда плохо, и если он возник в организации, необходимо четко понимать его последствия. Для этого рассмотрим две присущие ему роли.
Негативная роль конфликта
1) Участники конфликта находятся в дискомфортом состоянии, эмоциональном и физическом напряжении, могут частично или полностью выпадать из продуктивной деятельности предприятия;
2) Ресурсы, которые стороны до конфликта вкладывали в работу, теперь направляются на стремление отстоять свою точку зрения;
3) Конфликтующие стороны увеличивают степень враждебности друг к другу, что ухудшает течение бизнес-процессов в целом;
4) В случае усугубления ситуации стороны начинают «набирать союзников», что выводит конфликт из ситуации «личность-личность» в ситуацию «группа-группа», что негативно сказывается на деятельности всей компании в целом;
5) Смещение акцента конфликтующих с реального решения проблемы к победе над соперником любым способом.
Позитивная роль конфликта
1) В случае, если стороны смогут найти конструктивный выход из ситуации и договориться, то улучшается взаимодействие между участниками, стороны стремятся к диалогу и к дальнейшей совместной деятельности;
2) Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию о сотрудниках и слабых сторонах организации, помогает выявить большее число альтернатив или решений;
3) При позитивном решении конфликта и правильном анализе результатов, конфликт может стать движущей силой развития организации, вывести компанию на следующий уровень;
4) Появляется возможность переоценки ценностей как участников конфликта, так и организации в целом, открываются новые, ранее не используемые ресурсы.
Итог
Таким образом, конфликт – это не всегда плохо, однако чаще всего позитивные роли смогут проявиться в случае вмешательства руководства, либо значимого для обеих конфликтующих сторон человека.
Именно поэтому конфликтом можно и нужно управлять. В любом случае конфликт – это естественное явление в жизни компании, и от способа реагирования на него будут зависеть дальнейшие показатели организации в целом.
Способы работы с конфликтом
Существует две категории методов управления конфликтом – это межличностные и структурные методы. Подробнее об этих методах и об их применении читайте в следующей части нашей статьи.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»