Михаил Косачев,
бизнес-тренер
компании
«Консалтинг-ПРОФИ»
«Коллектив есть нечто большее, чем сумма его сотрудников», сказал психолог Эльмар Тойч и был, безусловно, прав.
До недавнего времени в большинстве крупных организаций считалось, что лучшим мероприятием по командообразованию является корпоратив или проведение так называемого «веревочного курса». Однако в зависимости от целей различают и виды мероприятий, объединенных одним словом – командный дух.
Если приоритетной задачей является общение коллектива в неформальной обстановке, улучшение межличностных взаимоотношений, ощущение единения с компанией – уместны термины тим-спирит (teamspirit) или «командный дух» и тим-шоу (teamshow). Сюда будут относиться и корпоративы с шоу-программами, и совместные походы, и экстремальный командный спорт, и любые развлекательные программы, где степень активности каждого участника велика.
Сам же термин произошел от английского teambuilding, что дословно переводится как «построение команды».
В этом смысле командообразование – это не развлекательные мероприятия, а комплекс мер по более эффективному распределению человеческих ресурсов и построению структуры в компании.
В данном случае на передний план выходит работа над оптимизацией бизнес-процессов, достижение конкретных целей организации за счет подключения ресурсов, скрытых в сотрудниках и потенциале компании.
Зачем нужен командный дух
Данная потребность становится актуальной в нескольких случаях:
1) набор новой управленческой команды или в целом нового коллектива;
2) выход организации на новый уровень или появление новых задач, для эффективного решения которых в настоящее время уже невозможно применять старые методы;
3) неблагоприятная межличностная обстановка внутри коллектива.
В этом случае методы тимбилдинга будут отличаться от методов тимспирита.
Такими методами становятся:
• социометрия (изучение взаимоотношений внутри команды);
• оценка деятельности персонала (она проводится путем экспериментальной постановки задачи, кадровых перестановок, разделения ответственности и т.д),
• мозговой штурм;
• модерационные совещания;
• тренинги по командообразованию, включающие в себя различные сюжетно-ролевые и деловые игры, совместную выработку алгоритмов работы, отработку конкретных методик управления и т.д.
Резонный вопрос, появляющийся в этом случае – может ли сам руководитель (или менеджер по персоналу) проводить данные мероприятия? Может. Но в этом случае нарушится объективность выводов, которые сделает руководитель. Взгляд со стороны всегда выигрышней своей беспристрастностью. Человек, не входящий в оргструктуру, сможет более объективно оценить вклад сотрудников в работу, невзирая на личное отношение, прошлый опыт и заслуги или промахи перед организацией в целом.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»