Молодые предприниматели из Кирова создали компанию по трансляции киберспорта стоимостью в $4 млн

Представители кировской IT-сферы обычно не на виду у широкой публики. Поэтому тот факт, что именно местная компания является одним из лидеров в сегменте русскоязычных интерент-трансляций соревнований по киберспорту, стал для нас настощим открытием. Как был создан этот успешный проект, что нужно сделать, чтобы заработать миллион долларов в интернете, и почему компания UCC, достигнув национального и мирового уровня, продолжает вести вещание из Кирова нашему корреспонденту рассказал ее соучредитель Павел Шапкин.

– Ваш бизнес во многом уникален, тем более для нашего года. Как пришла идея взяться за интернет-трансляции киберспортивных матчей?

– Я занимался организацией концертов, а мой лучший друг работал на заводе и на высоком уровне занимался киберспортом. Как-то во время поездки в поезде из Кирова в Санкт-Петербург мы с ним разговорились о наших навыках и их использовании и решили организовать киберспортивный турнир.

Первый турнир мы провели в компьютерном клубе. Просто пришли и договорились даже без аренды, на условиях частичной передачи стартовых взносов. Первый турнир принес 5 тыс. рублей. Это небольшие деньги, но и затраты были минимальными.

Сразу же возникла идея провести вторые соревнования. Второй наш турнир уже имел спонсора и прошел очень успешно. Нам предложили провести уже межрегиональные соревнования. Затем был турнир в Москве для команд со всего СНГ.

В первый же день мы набрали миллион интернет-просмотров. Второй день — еще миллион. Огромное зрительское внимание показало, что какой бы суперкрутой турнир мы не организовывали, на площадку придут две–три тысячи человек, а в интернете количество зрителей исчисляется миллионами. Так появилось второе направление — трансляция турниров.

– Трансляции соревнований по киберспорту — продукт «на любителя». Кто ваш зритель?

– Нас ежемесячно смотрит около миллиона человек, то есть почти два населения города Кирова. Ядро — это молодежь 17-18 лет. В целом аудитория — от 14 до 27. Это люди, которые выросли на компьютерных играх. Даже если у них появляются другие обязанности или увлечения, они сохраняют и любовь, и интерес, и желание следить за процессами, которые происходят в мире компьютерных игр.

– UCC — это коммерческая организация. Как можно заработать, транслируя киберспорт?

– Источник номер один — выплаты компаний, которые производят продукты для геймеров. Мы проводим киберспортивные турниры, в рамках которого рекламируем их продукты.

Второй источник дохода — услуги для организаторов турниров. Например, мы сотрудничаем с китайской компанией, которая великолепно делает турниры, рассчитанные на китайскую аудиторию. Но в КНР существует определенная специфика. Там есть ограничения для работы в других странах. И мы, как подрядчики, помогаем им делать отборочные турниры по всему миру: Европа, Северная и Южная Америка, СНГ. А затем организуем приезд команд-победителей на турнир в Китай.

Третий источник дохода — рекламные контракты. Тот же принцип, по которому работают все масс-медиа. Мы ведем трансляции, в которые великолепно вписываются рекламные ролики.

Медийное направление привлекает огромное внимание публики, которое нужно капитализировать. В центре обязательно должен быть какой-то продукт. Это четвертый источник — продукты под нашим брендом: киберспортивные коврики, кресла для геймеров, жевательная резинка. Сейчас мы работаем над созданием букмекерской площадки, чтобы самим принимать ставки на спорт.

– Принято считать, что национальные особенности партнеров накладывают свой отпечаток и на ведение бизнеса. Сталкивались с этим?

– Главная сложность работы на мировом уровне — это не национальные особенности, а особенности законодательства и формального взаимодействия. Получение нами средств из-за границы сразу рассматривается контрольными органами, как потенциальная угроза. Поэтому сложно даже принимать платежи.

С Китаем был случай, когда банк заблокировал перевод. А мы уже начали работать над организацией турнира. Сначала с нас запросили договор. А он на китайском. В банке нам заявили, что китайский они не понимают и потребовали заверенный перевод. Перевод стоит денег и требует времени. Вот эта вот бюрократия серьезно мешает развитию.

Возникают сложности и политического характера, уровня взаимодействия государств. Так Украина — это один из лидеров в СНГ в IT-сфере. Но получить платежи оттуда можно только через третьи страны. Приходится регистрировать часть бизнеса за границей, чтобы сотрудничество с партнерами просто стало возможным.

– Компания с международными амбициями в провинциальном городе — это редкость.

– Я родился в Кирове и всем сердцем люблю наш город. Второй момент, я убежден, что IT и интернет-бизнес можно строить в любом месте, нам не важно, где базироваться в Кирове или в Москве.

Более того, мы обладаем целым рядом преимуществ. Здесь дешевая инфраструктура. Офис такого же уровня в Москве обходился бы нам в десятки раз дороже.

Это и вызов — построить компанию мирового уровня в Кирове. Признаюсь, когда мы создавали UCC, нами двигала идея бросить вызов всему миру из Кирова, своего рода бунт провинции против столиц. Мы доказали, что можно строить национальный и международный бизнес из нашего региона.

– Способна ли местная система коммуникаций удовлетворять ваши потребности?

– Для киберспорта и его трансляций, каналы связи, каналы передачи интернет-трафика имеют критическое значение. В нашем офисном центре великолепный интернет. Мы сейчас имеем такое качество связи, что нигде в России лучше просто нет.

Что касается наших перемещений, то проблем я тоже не вижу. Понятно, что в России подавляющее большинство людей, принимающих финансовые решения, находится в Москве. Летать приходится действительно часто. Но это дело привычки.

Самолет до Москвы летит 1 час 15 минут. В том, чтобы к полудню добраться до назначенного места, нет никаких проблем. Сомневаюсь, что из офиса на окраине Москвы доехать до центра столицы существенно быстрее.

Поездки в другие страны? Москва мировой авиахаб.

фото: berichnow.ru

– Вы транслируете матчи с комментариями на русском. Есть в планах освоение других языков? Или первоочередными являются другие направления развития?

– Для меня в последнее время вещание на других языках — вопрос номер один. Ведь, существляя вещание на других языках мы можем многократно увеличить свою прибыль.

Фактически сейчас мы откатали работоспособную бизнес-модель, создали дешевое производство контента. Следующий шаг — развиваться за счет охвата других рынков.

Первая наша цель — Азия. Мы изучаем вопрос вещания на китайском языке. Почему? Это более миллиарда потенциальных зрителей. Для этого нам нужны только китайские комментаторы, а все производство может осуществляться в Кирове.

Европейский зритель платежеспособней российского минимум в четыре раза, а американские зрители готовы тратить в 20 раз больше, поэтому второй язык, выход на котором мы рассматриваем в ближайшее время,— английский.

Пока что мы развиваемся на свои деньги, поэтому все идет постепенно. Конечно, по уровню студийного вещания нам еще далеко до того же «МатчТВ», но наша картинка не уступает ни одной из компаний, которые занимаются трансляциями киберспортивных соревнований.

Как организатор, мы работаем над тем, чтобы наши соревнования получили статус официальных. То есть стали турнирами, которые признаются и поддерживаются компаниями-разработчиками игр. А призы там гигантские. Так призовой фонд итогового официального турнира по Dota2 в прошлом году был 20 млн долларов. Это уже больше, чем в большом теннисе.

– Можете в денежном выражении оценить ваш рынок в национальном и даже глобальном масштабе?

– Мы в России компания №2. Наши «старшие товарищи» буквально пару месяцев назад подписали инвестиционный контракт. Их приобрела Mail.ru за 150 млн долларов. Я считаю, что эта фантастическая сумма наглядно иллюстрирует не только текущую оценку бизнеса, но и перспективы развития всей индустрии киберспорта в России.

Если говорить о мире в целом, то речь должна идти о миллиардах долларов. В целом индустрия киберспорта и компьютерных игр в финансовом плане, а также по творческой и технической составляющей вполне сопоставима с кинематографом. Она стоит не меньше чем условный Голливуд.

– А сколько стоит UCC, если не секрет?

– Наш бизнес официально оценили в 4 млн долларов. Я вел переговоры с инвесторами, которые были бы потенциально заинтересованы в его покупке. Но там рассматривают сделки поглощения начиная с сумм 10 или даже 50 млн долларов. Пока мы не вполне достигли того уровня, чтобы быть привлекательными для таких крупных компаний как «Сбербанк» или «Мегафон».

Хотя прямо перед нашим разговором я получил от крупной московской фирмы предложение выкупить определенную долю в нашем бизнесе за 2,5 млн долларов. Будем рассматривать.

 

киберспорт
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: