Вятские велосипедисты 100 лет назад

В последние годы не только в больших городах, но и в скромных провинциальных типа нашего Кирова наблюдается настоящий велосипедный бум — особенно летом.  В связи с этим начались дискуссии о создании сети велодорожек и в целом уравнении прав велосипедистов на дороге наряду с другими участниками движения.

Интересно, что в дореволюционной Вятке, которую обычно представляют такой патриархальной и далекой от новшеств технического прогресса, велосипеды также были весьма популярны. Подробнее об этом рассказывает кировский историк Антон Касанов:

- Так, недавно в Государственном архиве я нашел  фактически перечень велосипедистов г. Вятки за 1908 г. Всего в нем 94 фамилии вятских горожан. Необходимо отметить, что среди велосипедистов в списке значатся как люди весьма известные в Вятке того времени, так и простые крестьяне, мещане и служащие.

Велосипед — только с номером

Однако иметь велосипед в дореволюционной России было не так уж и просто, ведь государство достаточно строго регламентировало правила пользования этим средством передвижения. Каждый велосипедист обязан был иметь на своей машине номерной знак, который выдавался в городской управе. Номерной знак имел срок действия один год, а при получении его с велосипедиста взимался специальный налог. В случае отсутствия номера инспектор (или городовой) мог арестовать велосипедиста и препроводить его в отделение, где взыскивался крупный штраф.

Первые номерные знаки для велосипедистов в России были учреждены в 1896 г. в Петербурге, одновременно с опубликованием указа градоначальника о разрешении езды на велосипеде по улицам города.

У велосипедистов Вятки свои порядки

Однако сто лет назад вятские велосипедисты (к 1912 г. их уже стало 200 человек) не очень грамотно исполняли предписания государственных органов и большинство передвигалось на велосипедах  без разрешений и номерных знаков. В архивных документах даже содержится письмо Вятского полицмейстера на эту тему, датируемое 1912 годом:

- Лица, имеющие в г. Вятке велосипеды, обязаны ежегодно выбирать разрешение из Городской управы на езду на велосипедах с номерными значками. Несмотря на то, что езда на велосипедах уже началась, владельцы велосипедов очень неохотно являются за выборкой этих разрешений.

Сам же дореволюцинный велономер выглядел на велосипеде практически как автомобильный: белая табличка с набором цифр. Причем даже детские велосипеды должны были в дореволюционный период оснащаться номерными знаками.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: