С тех пор, как пресс-конференция президента России сделала «Вятский квас» знаменитым на всю страну, прошло ровно два года. За это время компания «Вятич» успела построить новый цех, утроила мощности по производству кваса, запустила федеральную рекламную кампанию и начала играть заметную роль на общероссийском рынке этого напитка.
Председатель совета директоров АО «Вятич» Николай Курагин подвел итоги 2016 года в интервью «Навигатору» и рассказал, в какое время года покупатели предпочитают пиво, а когда пьют квас.
– В 2016 году «Вятич» запустил новый цех по производству кваса. Это один из крупнейших инвестпроектов в Кировской области. Как вы оцениваете результаты этого проекта?
– Мы в этом году добьемся рекордного показателя по производству кваса - около 30 миллионов литров. С объемом производства пива мы пока не сравнялись, но это очень серьезный показатель. По нашим предварительным оценкам, мы сейчас занимаем примерно 5% российского рынка кваса.
Новый цех – это долгосрочный проект. Какие-то итоги от его реализации можно будет подводить спустя два года. Естественно, развитие проекта «Вятский квас» дается нам не без трудностей. Но мы прогнозировали тот тренд, который установился. Сейчас пока не хочется заглядывать далеко вперед. Из-за целого ряда факторов ситуация может начать развиваться совсем по-другому. Для нас важно, что мы стали занимать более или менее заметное место на российском рынке. О каком-то большом объеме в рамках всего российского рынка я бы не стал говорить. Но влияние на него мы уже начинаем оказывать.
– Насколько удается загрузить возросшие производственные мощности по выпуску кваса?
– Квас — это сезонный продукт. Продукт четырех месяцев. Спрос на него может изменяться в 5–6 раз. Потребление пива более ровное в течение года. Из-за колебаний спроса при поставках кваса требуется очень большой запас производственных мощностей, чтобы выполнять обязательства перед покупателями на пике. В среднем объем производства получается значительно меньше, чем мы могли бы поставлять. Для справки, сейчас мы можем производить 600 тысяч литров в сутки.
– Расскажите подробней о сезонных колебаниях. Когда начинается серьезный рост спроса?
– Пивной год начинается 1 декабря. Это связано с предновогодним ростом продаж. Самая низшая точка в продажах пива — сентябрь.
У кваса своя сезонность. Его перестают пить 22 июля. И это не зависит от погоды. В апреле пьют больше кваса, чем в августе. Сложно объяснить такую динамику. Возможно, это связано с тем, что в апреле уже тепло, но люди продолжают ходить в верхней одежде. А в августе ситуация обратная, люди ходят в легкой одежде, но становится прохладней. Возможно, влияет совокупность целого ряда факторов.
– Позволяют ли новые производственные мощности выходить на новые рынки, осваивать новые каналы продаж?
– Мы исходим из другой модели. Мы в начале работаем над спросом. Максимально его стимулируем. Находим новые рынки и каналы сбыта. И после этого приняли решение о расширении производственных мощностей. В спросе на «Вятский квас» были определенные пиковые моменты. После этого и было принято решение об инвестициях в расширение производства.
Мы фактически утроили наши производственные возможности. Загруженность нас пока устраивает не полностью. В среднем она не доходит до трети. Но новый цех позволяет нам совершать определенные маневры на рынке.
Традиционно мы поставляем продукцию на российский рынок. Налажены поставки в Китай, Германию, Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, Белоруссию, Азербайджан.
Мы первыми начали продвигать такой напиток, как горячий квас. На Западе есть глинтвейн. Мы реализуем аналогичную идею, только с безалкогольным напитком, вместо горячего вина – горячий квас. Тестируем эту идею второй год. В прошлом году презентовали продукт на ГУМ-ярмарке на Красной площади, в этом году поставили в федеральные сети, запустили рекламную кампанию. Напиток не имеет аналогов, особенно дети пьют с удовольствием.
– Насколько я знаю, вы сейчас вкладываете значительные средства в продвижение продукции. Так, в 2016 году на одном из самолетов авиакомпании «Победа» появился логотип «Вятского кваса». Расскажите о ваших планах в сфере продвижения на рынке.
– Как говорит Дональд Трамп: «Я знаю, что 50% денег на рекламу я трачу впустую. Проблема в том, что я не знаю, какую из половин я трачу зря». Мы понимаем, что нельзя ждать, что продукт сам себя начнет продавать. Естественно, после пресс-конференции президента произошел всплеск, был определенный ажиотаж. Но эффект со временем рассеивается.
Необходима традиционная рутинная работа, которая требует очень серьезных вложений с нашей стороны. «Вятич» - небольшой производитель, существенно ограниченный в ресурсах. В этом году мы попробовали рекламировать наш продукт по федеральным каналам. Кроме этого, мы выступили партнерами ряда федеральных передач. Это очень затратно. Для крупных фирм, это может быть небольшие средства, но для нас маркетинговые затраты сейчас весьма ощутимы. Тем не менее, мы намерены и дальше не снижать маркетинговую активность.
Но все будет зависеть от экономической ситуации как в рамках нашего предприятия, так и у наших конечных потребителей. Сейчас достаточно трудные времена. Все максимально сокращают свои потребительские расходы. Но мы будем и дальше продвигать свой продукт.
– Как на «Вятиче» организована деятельность по продвижению продукции? Вы делаете это собственными силами или передали специализированным сторонним подрядчикам?
– Мы исходим из принципа, что никто лучше производителя не знает о своем продукте и никто лучше о нем не расскажет. Поэтому тот контент, который вы читаете и видите, это полностью наш продукт от идеи до реализации. Это все мы придумываем, разрабатываем и делаем сами.
– Сейчас из-за кризиса происходит сокращение потребительского спроса. Ощущаете ли вы это на себе?
– Естественно. Мы мониторим не совокупные продажи, а каждый канал в отдельности и видим существенное сокращение. Есть трудности с реализацией продукции в Кирове и Кировской области. Есть определенные трудности и по другим действующим каналам. Сейчас мы надеемся, что ситуация, по крайней мере, не будет ухудшаться дальше. Именно поэтому мы нацелены на поиск новых рынков сбыта и прилагаем все усилия для выхода на них.
– Не так давно завод «Вятич» посетил врио губернатора Игорь Васильев. Какие вопросы вы обсуждали во время этого визита?
– Губернатору всегда интересно, не будет ли каких-то неприятностей с поступлениями денег в бюджет. Рынок пива в Кировской области оценивается в 4,5 миллиарда рублей. Мы собираем с нашего рынка только 1,5 миллиарда рублей из-за ограничений по вхождению в федеральные сети. А обычно местные компании занимают до 80% рынка.
– То есть даже после того, как ваша продукция стала известна на всю страну, проблемы с федеральными сетями остаются?
– Конечно. Наша налоговая самая передовая. Она очень четко администрирует платежи. Нам в этих условиях крайне сложно конкурировать с «паленой» продукцией из других регионов при выходе в федеральные сети. У них совершенно другие возможности по снижению цены, в которой значительную долю составляют акцизы.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»