ВятГУ планирует войти в двадцатку лучших вузов страны за 5 лет

Получив согласие на интервью от Валентина Пугача, мы сразу договорились, что речи об объединении университетов в нем не будет. Вопросов к ректору крупнейшего вуза области и без того накопилось не мало. Выражаясь молодежным сленгом, в «политехе» постоянно происходит какой-то «экшн». То лабораторию «Нанолека» откроют или учебный модуль «Алмаз-Антея», то роботобой проведут или пригласят звезду российского масштаба на «Лекции в политехническом». Стало интересно, в какую сторону развивается университет, какие планы  перед собой ставит и как планирует выживать в условиях сокращения государственного финансирования. Валентин Пугач без лишней скромности ответил: «Планируем войти в двадцатку лучших вузов страны к 2020 году».

Федеральные СМИ сообщали, что уже на 2015 год запланировано сокращение бюджетного финансирования университетам. Как это сказалось на ВятГУ? На чем пришлось экономить?

- О сокращении бюджета мы узнали в ноябре прошлого года. Проявилось это в уменьшении суммы, выделяемой на нормативно-подушевое финансирование. К примеру, в нашем вузе 75% инженерных специальностей. Если в 2014 году подушевое финансирование составляло 112 тыс. руб., то в этом году — 74 тыс. руб. Тем не менее, нам удалось сформировать за счет экономии переходящий остаток (резерв) в 44 млн руб. на начало 2015 года. Благодаря этому появилась возможность сохранить зарплаты профессорско-преподавательскому составу — а это 205% от средней зарплаты по региону — и запланировать бюджет на развитие. Кстати, большую роль сыграли заявки на предоставление дополнительного финансирования, в результате мы получили 18 млн руб. на приобретение оборудования. В целом, университет, по сравнению с прошлым годом, хоть и недополучил 20 млн руб., но благодаря грамотной политике расходов, практически не пострадал.


Каковы сейчас основные направления в развитии университета?На что вы делаете ставку?

- Основной вектор — повышение качества образования. Это, безусловно, многосторонний вопрос, и он включает в себя удовлетворение потребителей образовательных услуг. Это, в первую очередь, государство, потом — предприятия и организации, и сами студенты и их родители. Безусловно, во многом интересы этих групп пересекаются.
Для населения Кировской области ВятГУ прочно ассоциируется с названием «политех». Да и мы сами стараемся не разрушать этот  имидж: инженеров в регионе по-прежнему готовит наш университет. Но сейчас мы выпускаем и экономистов, и юристов, и менеджеров, и представителей гуманитарной направленности — рекламистов, журналистов, социологов, культурологов, лингвистов. Поэтому сегодня справедливо было бы говорить о нас, как о многоплановом вузе, в котором прочно сочетаются традиции политеха и новые интересные образовательные и научные направления.
Ряд направлений для ВятГУ являются приоритетными: это биотехнологии, новейшие химические, машиностроительные, информационно-коммуникационные технологии, энергетика.


Какие специальности в университете сейчас наиболее востребованы? Куда самый большой конкурс?

- Наибольшее количество заявлений в этом году подано на специальности электроэнергетика и электротехника (559), строительство (527), экономическая безопасность (419), юриспунденция (399), менеджмент (364).
Наибольший конкурс складывается, как правило, на экономических и юридических направлениях, так как количество бюджетных мест там значительно меньше, чем на технических специальностях. Наибольшее количество заявлений на место было подано на факультеты экономики (34,5 человек на место), менеджмент (24), управление персоналом (26,3), юриспрунденция (24,9), бизнес-информатика (16,4).


-Планируете ли в ближайшее время открывать новые факультеты или специальности?

- Следует развести вопросы открытия новых специальностей и новых факультетов. За последние несколько лет в университете произошли существенные изменения, и на сегодняшний день структура факультетов является наиболее оптимальной. Поэтому новые мы пока открывать не планируем, чего нельзя сказать о новых образовательных программах. ВятГУ практически всегда находится в режиме подготовки новых специальностей.
Металлургия, радиотехника, землеустройство и кадастры, гостиничное дело, товароведение, юриспруденция, управление качеством — далеко не полный перечень наших программ-новичков. Пока не будем раскрывать всех планов. Но открыть их далеко не просто — нужно выполнить все лицензионные требования, и помимо этого еще и быть уверенным, что ресурсы вуза позволяют готовить выпускников высокого уровня. А это и преподавательский состав, и современное оборудование, и продуманное содержание дисциплин. Мы не можем себе позволить просто быть «фабрикой по производству дипломов», так как очень дорожим репутацией.


Меняется ли в последние годы качество образования в университете? Как его можно оценить?

- Традиционно оно измеряется тем, насколько удовлетворены этим образованием потребители, поэтому основной критерий во всем мире — востребованность выпускников на рынке труда и их успешность в карьере. Минобрнауки уже несколько лет проводит мониторинг качества образования в вузах. Среди показателей, присутствует и доля трудоустроившихся выпускников. По этому показателю мы традиционно занимаем лидирующие позиции среди вузов страны. И еще момент — наших выпускников можно увидеть на ведущих предприятиях не только Кировской области, но и России в целом.
Слагаемых качественного образования несколько. Во-первых, преподавательский состав. В начале 2000-х годов мы наблюдали отток кадров. На данный момент ситуация кардинально меняется — за последние три года более чем на 10% выросла доля преподавателей с ученой степенью, растет количество публикаций и научных исследований педагогов. Снижается средний возраст сотрудников, растет количество преподавателей-иностранцев (США, Бельгия, Италия, Франция, Украина). Мы принимаем очень много мер, чтобы преподавательский корпус был сильнее — проводим внутренние и внешние аудиты, повышение квалификации сотрудников, обеспечиваем доступ к мировым базам научной информации и т. д. Вторым аспектом является содержание и подача учебного материала. Это не только лекции, но и живой пример, основанный как на личном опыте, так на результатах мирового исследования.
Отмечу, что с этого года мы вводим в содержание всех образовательных программ бакалавриата новый образовательный модуль, направленный на подготовку будущих специалистов к внедрению на предприятиях системы непрерывного повышения эффективности. За основу взята крайне успешная модель компании «Тойота». И третьим успешным слагаемым успеха является материальная база, а она у нас обновляется постоянно.

Каков сейчас спрос на платное образование в университете?Какова доля доходов вуза от платного образования?

- Как правило, большинство абитуриентов сначала участвуют в конкурсена бюджетные места, и только потом рассматривают вопрос платного обучения. Количество платников год от года растет. Доля доходов вуза от предпринимательской деятельности от совокупного бюджета университета колеблется от 35 до 40%.


Сейчас многие столичные вузы дают студентам возможность пройти практику или курс обучения заграницей. Есть ли такие возможности у ВятГУ?

- Действительно, масса возможностей для обучения за рубежом. Надо сказать, что ВятГУ только начинает свой путь в этом направлении. Очень интересный проект был сорван в 2014 году по политическим мотивам. Тогда целая группа студентов обучалась в Днепропетровском химико-технологическом университете. Мы ожидали ответного приезда группы украинских студентов, но из-за возникшей политической напряженности этот визит был отменен.
Ежегодно несколько наших студентов и аспирантов проходят обучение в европейских вузах или стажировку на промпредприятиях, но это пока единичные ласточки. Сейчас ВятГУ участвует в европейском проекте Tempus, нацеленном на мониторинг качества образования - в нем помимо российских вузов участвуют образовательные организации Генуи, Барселоны, Каунуса, Братиславы. Надеемся, что складывающиеся партнерские связи с этими вузами будут содействовать развитию международных отношений. Тем не менее, география мест, куда мы направляем студентов на практику, весьма широка. В том году впервые группа наших студентов-документоведов проходила практику в министерстве образования и науки РФ.
Крайне интересен и проект Минобрнауки «Глобальное образование». Суть его заключается в том, что российские выпускники, поступающие в мировые ведущие вузы на программы магистратуры, аспирантуры и ординатуры, получают государственные гранты в размере 13,8 млн руб. Обязательным условием его получения является дальнейшее трудоустройство на российских предприятиях. Из наших выпускников на получение гранта направлено семь человек.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: