Пивовары страны, входящие в Союз российских пивоваров, пошли на беспрецедентный шаг. С 1 января 2014 года они добровольно отказываются от производства пива в пластиковой упаковке объемом более 2,5 литров и пива (крепче 6 градусов) в ПЭТ-таре более 2 литров.
Решение принято по ряду причин, в том числе и потому, что «присутствующие на рынке пластиковые бутылки слишком большого размера вызывают определенную озабоченность общественности и некоторых органов госвласти, что порой выражается в эмоциональных призывах к полному запрету такой упаковки». Об этом говорится в официальном письме Союза пивоваров.
ПЭТ-упаковка используется во всем мире, в том числе и в странах с наиболее высокими стандартами безопасности пищевой продукции – Германии, Швейцарии и т.д. В России, в условиях меньшей представленности барно-ресторанного сектора, пиво в ПЭТ-упаковке составляет порядка 50% пивного рынка.
Однако дело не только в пластиковой таре. Пивовары полагают, что повышение акцизов, ограничение оборота и рекламы алкогольной продукции не решают проблем, связанных со злоупотреблением алкоголя в стране. Кроме того регулирование пивоваренной отрасли в России уже является одним из самых жестких. Поэтому, по их мнению, фокусироваться необходимо не на цене, продвижении или упаковке напитков, а на их потреблении. При необходимости пивовары готовы пойти и на более жесткие самоограничения. Ну а пока в качестве альтернативы предлагаемым изменениям в законодательство члены Союза добровольно не будут производить пиво в пластике большим объемом.
- Надеемся, что производители других видов алкоголя последуют нашему примеру, - подчеркнул Исаак Шепс, председатель Союза российских пивоваров.
Однако поддержать добровольный акт самоограничения готовы далеко не все производители пива. Завод «Вятич», например, считает принятую меру необдуманной.
- Касательно этой меры, которую приняли, я могу ответить лишь одно, что у крупных российских компаний весь объем большого пива производиться до 2,5 литров. Таким образом, они видимо решили путем ограничения побороться с малыми заводами, такими как «Вятич», - комментирует Илья Курагин, председатель совета директоров компании. - Мы дождемся 1 января 2014 года и будем исходить из сценария того, что произойдет после. Но, считаем эту меру в принципе необдуманной. Сейчас происходит искусственное ограничение потребления алкоголя в основном со стороны государства, но фактического снижения нет. Цивилизованного и послушного производителя загоняют в тупик. А доля алкоголя у не совсем порядочных и теневых компаний растет.
Это можно проследить на примере спиртосодержащей жидкости. Еще год назад в Кирове еще не было такой жидкости, как экстракт для лечения волос на основе перца, в народе их называют «перчики». По нашему анализу получилось так, что в тех районах, где у нас были хорошие продажи по пиву, они упали и увеличилась смертность от отравления спиртосодержащими жидкостями. Люди просто проголосовали рублем. В итоге, государство недополучает акцизов, потребление алкоголя не сократилось, а ушло в сторону нецивилизованного. А у таких производителей, как «Вятич» ухудшаются финансовые результаты, в разрезе 9 месяцев объем продаж «Вятича» падает на 15-20% по городу и области. Также все эти разговоры о небезопасности ПЭТ-тары для ограничения продажи пива беспочвенны, и приведут к тому, что пиво как продукт уйдет. ПЭТ-упаковка прошла уже порядка 100 испытаний, в том числе и за рубежом. Никакого риска и никакой опасности не подтверждено. Тогда какая разница, из чего тара?
Большие ПЭТ-упаковки, например, очень привлекательны для потребителя в цене. А если хотите сократить уровень потребления алкоголя, не вопрос. Но, давайте сделаем, как на Западе, и переключим наших людей на потребление с крепкого алкоголя на более слабый. Во всем мире, особенно в Европе, вино, шампанское, пиво – лидеры потребления.
В 2011 г. власти хотели и вовсе запретить пивоварам разливать продукцию в пластиковые бутылки. Запрет был включен в техрегламент Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Пивовары отстояли ПЭТ-упаковку и позже требование исчезло из регламента.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»