В Кирове создают технопарк детских товаров

Идея создания в Кирове технопарка или кластера для производителей детских товаров, похоже, начала воплощаться в реальность. Для технопарка уже разработали проект, который сейчас изучают в областном департаменте промышленности, и подобрали помещение. Желание присоединиться к проекту пока высказали три кировские компании: фабрика игрушек «Весна», обувное предприятие «Лель» и компания «Наивный мир», которая тоже специализируется на игрушках.    

В создании технопарка кировские производители видят не только собственное развитие, но и способ выживания в условиях ВТО. Эту и другие формы поддержки индустрии детских товаров прописаны в  масштабном и комплексном документе «Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. в Кировской области». Его еще не утвердило правительство области, но уже обсудили все заинтересованные стороны на недавно прошедшем форуме «Детство – история будущего», организованном областным правительством и Вятской ТПП. Существующие проблемы на рынке детских товаров и конкретные их решения озвучивались в ходе круглого стола на фабрике “Весна”.

«Детский» рынок

Рынок товаров для детей в России сейчас развивается достаточно динамично: если в послекризисное время он ежегодно рос на 15%, то к концу 2012 г. этот показатель составит более 30%. Тем не менее, безоблачное существование “детского” бизнеса под большим сомнением.

В первую очередь беспокойство вызывают последствия вступления России в ВТО. По мнению аналитиков, легкую промышленность ждут не самые легкие времена: за первые три года после вступления в ВТО российские производители могут потерять долю рынка, равную $90 млн. Причем больше всего пострадают именно производители детской одежды и обуви.

Что касается игрушек, в этом сегменте наблюдается наибольший рост - через год объем этого сегмента вырастет почти в 3 раза, достигнув $6,5 млрд. Но при этом остро стоит давний вопрос конкуренции с импортом.
- Сейчас у потребителей формируется предпочтение отечественных детских товаров. Не смотря на это, импорт занимает доминирующее положение на рынке, - замечает Ольга Доротюк, генеральный директор ОАО «Весна». -  Без технического и технологического перевооружения, без внедрения новых инновационных технологий производства развитие детпрома невозможно.

По словам самих производителей, потребность перемен в отрасли уже назрела. Очевидно, федеральные власти пришли к такому же выводу: полгода назад была утверждена национальная стратегия в интересах детей, где особое внимание уделяется развитию бизнеса. Местные стратегии сейчас разрабатываются во всех регионах.

Ноу-хау для детпрома

Одна из основных мер поддержки, предусмотренная кировской  стратегией — создание инновационно-промышленного парка на территории области. Инициатором идеи выступила фабрика «Весна». Парк будет представлять собой специально выделенную и обустроенную территорию с помещением и инфраструктурой для разработки и выпуска детских товаров. В него войдут производители игрушек, обуви, одежды, игрового оборудования, кроме того потенциально  могут войти производители детского питания и спортивных товаров.

-  Правительством области уже принято решение строить промышленный парк, и в этом плане Киров опережает другие регионы, - заявляет Светлана Журова, член Совета Федерации от Кировской области, сопредседатель Ассоциации индустрии детских товаров. – В инновационной работе будут задействованы не только производители товаров, но также интеллектуальный центр, на базе которого ученые, психологи, педагоги будут разрабатывать некие стандарты, ноу-хау. Новшества в перспективе будут использоваться и в других регионах.

Научно-исследовательская деятельность инновационного центра будет обеспечиваться сотрудниками ВятГГУ.

- Сама идея создания инновационной площадки очень перспективная, - считает Михаил Курашин, заместитель председателя Законодательного собрания Кировской области. - У нас есть отличный рынок и хороший потенциал в области гуманитарных технологий на базе ВятГГУ, ошибочно было бы им не воспользоваться.

Круглый стол завершился утверждением областной стратегии. Одобрить документ  правительство должно уже в декабре.

Ольга Доротюк, генеральный директор ОАО “Весна”

- Сегодня развитие детпрома ограничивается рядом факторов: часто изменяющаяся законодательная база, отсутствие правовой идентификации отрасли, отсутствие аккредитованной лаборатории, отвечающей требованиям техрегламента, проблема обеспечения квалифицированными рабочими кадрами производств. Мы не раз обсуждали с местными производителями предложения по поддержке индустрии детских товаров, и сегодня готовы выступать с реальными идеями.
Во-первых, необходимо предусмотреть снижение процентной ставки налога на прибыль пропорционально средствам, вложенным в модернизацию. На сегодняшний день по некоторым предприятиям износ технической базы составляет до 70%, в лучшем случае — 50%. Средства, сэкономленные на налогах, могут быть направлены на техническое перевооружение. В результате бизнесу станет легче начать или продолжать выпуск конкурентоспособных, отвечающих современным требованиям товаров для детей.
Во-вторых, должен формироваться государственный заказ на разработки в сфере детпрома. Возможным механизмом реализации является предоставление грантов на приоритетные разработки.
И в-третьих, мы выступаем за идею создания инновационно-промышленного парка товаров для детей в Кировской области.

Динамика российского рынка детских товаров

№ 1 Совокупный объем российского рынка товаров для детей:
               
$12 млрд - 2010 г.
$13 млрд - 2011 г.
$16,5 млрд – 2012 г.
$22 млрд – 2013 г.

№2 Доля импорта на российском рынке товаров для детей

• Сегмент детской косметики и товаров для новорожденных
40% - российские производство
60% - импорт

• Сегмент детской одежды, обуви, игрушек  (круговая диаграмма)
10% - российское производство
32% - производство Китая
31% - производство юго-восточной Азии
27% - иное производство

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: