Торговым сетям разрешат занимать больше четверти рынка

Антимонопольщики готовы отказаться от 25%-го порога доминирования крупных розничных сетей на локальных рынках. Ритейлеры еще с принятия закона о торговле настаивали на отмене этой нормы

Закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, наложил запрет на новое приобретение или аренду торговых объектов, если рыночная доля сети превышает 25% на территории муниципалитета. 

Теперь, согласно поправкам ФАС, переступить барьер в 25% можно будет однократно, если крупные ритейлеры захотят построить новые здания. Второй раз повысить свою долю в одном муниципалитете ритейлер уже не сможет.

- Что касается Кирова, то наша доля здесь меньше 25%, приблизительно 7-8% по итогам 2012 года, и нам есть куда развиваться, - комментирует Владимир Русанов, руководитель пресс-службы и PR-проектов X5 Retail Group N. V. - Доля присутствия в 25% у нас только в Санкт-Петербурге. В случае, если ФАС примет решение об увеличении предельного порога присутствия на рынке муниципалитета, мы будем соблюдать новую норму.

Ритейлеры затягивают в сети

В действующем законе о торговле есть много вопросов, уверен Артем Молчанов, руководитель кировского УФАС. Они связанны и с нормой о 25% пороге доминирования для торговых сетей на локальном рынке; и с определением понятия торговая сеть.

- На мой взгляд, закон требует новой редакции, - рассуждает Артем Молчанов, начальник УФАС по Кировской области. - В увеличении 25% доли ритейлера на локальном продовольственном рынке, прослеживается определенная логика, так как в некоторых регионах России, особенно на Крайнем Севере, есть реальные ситуации, когда 25% порог нельзя не превысить, так как других ритейлеров просто нет. Я думаю, что увеличить планку в 25% можно, при условии, если Антимонопольная служба проведет мониторинг рынка, оценит состояние конкуренции и по итогам примет согласительное решение. Например, даст согласие двум крупнейшим компаниям объединить активы, при этом сделав вывод, что это решение не повлияет на существующую конкуренцию, или выдаст компании предписания, необходимые к исполнению. К примеру, не повышать цены на продукцию в определенный период. Такая поправка имеет место быть, но не во всех регионах. Я считаю, что в Кировской области установление повышенного 25% предела не целесообразно, так как сегодня мы можем обеспечивать конкурентные условия при действующем законе. 

Еще один удар по малому бизнесу?

Поправки антимонопольщиков вызывают много споров в бизнес-среде. Лоббирование интересов крупных сетей может «убить» в регионах малый бизнес.

- Нас «убивают» с 1991 года, а мы пытаемся выживать — раньше, как в пустыне, теперь, как в джунглях, - говорит Александр Краснов, директор ООО «Хлебное изобилие». - Должны быть созданы равные условия для всех участников рынка, в том числе для ритейлеров. Увеличение рыночной доли крупной сети более, чем на 25%, негативно будет сказываться не только на малом и среднем бизнесе как производстве, но и на региональных торговых предприятиях.

Однако, ритейлеры с этим не согласны.
- Что касается предположений, что это якобы «убьет» малый бизнес, то это, мягко говоря, лукавая инсинуация, - комментирует Владимир Русанов. - Малому бизнесу ничто не мешает активно развиваться в регионах. Во многих регионах развиваются местные сети, которые вполне успешны и достойно конкурируют с федеральными. Те же, у кого по каким-то причинам не получается развиваться и эффективно вести бизнес, конкурировать за покупателя качеством, ценой, ассортиментом, всегда кем-то и чем-то недовольны и постоянно поддерживают миф, что им мешают федеральные ритейлеры, власти, кто угодно, но только не собственные модели ведения бизнеса.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: